| |
Сколько уровней
содержит историческое сознание? |
|
|
два |
|
|
три |
|
|
четыре |
|
|
пять |
| |
Что является объектом
изучения науки истории? |
|
|
история
человечества как совокупность конкретных действий и поступков отдельных людей,
человеческих сообществ, находящихся во взаимосвязи и составляющих всё сообщество |
|
|
социальные факты и процессы |
|
|
политические и экономические факты и процессы |
|
|
закономерности
развития, зависящие (в конечном счёте) от способа производства материальных благ |
|
|
личность и реализация её прав |
| |
Какой
метод исторического познания предполагает воспринимать исторические факты в их
взаимосвязи и взаимозависимости? |
|
|
историко-генетический |
|
|
историко-сравнительный |
|
|
историко-системный |
| |
Какой
из научных принципов требует связывать исторический факт с конкретной
исторической обстановкой? |
|
|
историзма |
|
|
объективности |
|
|
социального подхода |
|
|
альтернативности |
| |
Какой из научных
принципов предусматривает учёт интересов различных слоёв населения? |
|
|
историзма |
|
|
объективности |
|
|
социального подхода |
|
|
альтернативности |
| |
Какая
функция истории направлена на формирование гражданских качеств и национального
достоинства? |
|
|
научно-познавательная |
|
|
воспитательная |
|
|
социальной памяти |
|
|
прогностическая |
|
|
мировоззренческая |
| |
Какими свойствами
обладает историческое время? |
|
|
движется только вперёд |
|
|
включает в себя множество материальных и духовных связей |
|
|
каждый отрезок исторического времени уникален |
|
|
всё перечисленное
верно |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа каждый отрезок
исторического времени уникален |
| |
Какие процессы, протекающие на определённой территории, включает в себя
историческое пространство? |
|
|
природно-географические |
|
|
экономические,
политические |
|
|
общественно-культурные |
|
|
все перечисленные |
|
|
все перечисленные,
кроме ответа все перечисленные |
| |
Что можно отнести к
историческому факту? |
|
|
реальные события, процесс, имевшие место в прошлом |
|
|
реальное событие и процесс, происходящее в настоящее время |
|
|
всё перечисленное |
| |
Что можно отнести к
историческим источникам? |
|
|
археологические находки |
|
|
письменные
источники |
|
|
документы видео-аудио ряда |
|
|
всё перечисленное |
|
|
всё перечисленное, кроме ответа документы видео-аудио ряда |
| |
Какая
теория исторического процесса исходит из того, что история человечества -
единый процесс поступательного развития от низшего к высшему? |
|
|
всемирно-историческая |
|
|
культурно-историческая (локально-историческая) |
|
|
религиозно-историческая |
| |
Какой из методов исторического познания позволяет сопоставлять исторические
явления, процессы, события? |
|
|
историко-генетический |
|
|
историко-сравнительный |
|
|
историко-системный |
| |
Когда зародилась идея
особой миссии русского народа в защите и сохранении христианского мира? |
|
|
в годы правления Владимира 1 Святославича (980-1015),
принятия христианства (988); |
|
|
в годы правления
Ярослава 1 Владимировича (Мудрого, 1019-1054) в “Слове о законе и благодати”
митрополита Иллариона;
|
|
|
в годы правления Андрея Юрьевича (Боголюбского, 1169-1174),
основавшего цветущую европейскую державу – Владимирскую Русь. |
| |
Когда и в каком
документе идеи об особом пути России были приведены в систему? |
|
|
в “Повести временных лет” в редакции Сильвестра (1116); |
|
|
в “Уставе Мономаха” (последней части “Русской Правды”) в
годы правления Владимира Мономаха (1113-1125); |
|
|
в “Слове о полку Игореве” (1185-1188); |
|
|
в учении старца
Елеазарова монастыря Филофея “Москва – третий Рим” (рубеж ХV-ХVI
вв.). |
| |
Кто сформировал
основы теории “официальной народности”? |
|
|
историк М.П. Погодин; |
|
|
министр народного
просвещения С.С. Уваров; |
|
|
историк Н.Г. Устрялов. |
| |
Кому
принадлежит следующее высказывание: Россия “крепка единодушием беспримерным –
здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь
законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нём своё
счастье, силу и славу”? |
|
|
А.Х. Бенкендорфу; |
|
|
М.П. Погодину; |
|
|
Н.Г. Устрялову; |
|
|
С.С. Уварову.
|
| |
Какое течение общественно-политической мысли 30-40 гг. ХIХ
в. исходило из концепции единства человеческого мира, считало, что Западная
Европа идёт во главе мира? |
|
|
охранительная идеология “официальной народности”; |
|
|
течение
“западников”;
|
|
|
течение “славянофилов”. |
| |
Какое
из течений общественно-политической мысли 30-40 гг. ХIХ
в. не признавало единого пути развития для всех народов, полагая, что каждый
народ живёт своей самобытной жизнью? |
|
|
“теория официальной народности”; |
|
|
течение
“западников”; |
|
|
течение
“славянофилов”.
|
| |
В русле какой
исторической теории сложилось евразийское направление? |
|
|
всемирно-исторической теории; |
|
|
локально-исторической теории; |
|
|
религиозно-исторической теории. |
| |
К какой исторической
теории относится учение об общественно-исторических формациях? |
|
|
всемирно-исторической теории; |
|
|
локально-исторической теории; |
|
|
религиозно-исторической теории. |
| |
В
русле какой исторической теории изложены труды генерала П.И. Краснова,
объяснявшего события в России 1917 г. забвением россиянами христианских
ценностей? |
|
|
всемирно-исторической теории; |
|
|
религиозно-исторической теории. |
|
|
локально-исторической теории; |
| |
Кто
из отечественных историков впервые сделал попытку найти закономерности в
развитии человеческого общества? |
|
|
В.Н. Татищев (1686-1750); |
|
|
Н.М. Карамзин (1766-1826); |
|
|
С.М. Соловьёв (1820-1879); |
|
|
В.О. Ключевский. |
| |
Кто
из отечественных историков впервые указал на отставание России от Европы и это
объяснил влиянием монголо-татарского нашествия? |
|
|
В.Н. Татищев (1686-1750); |
|
|
Н.М. Карамзин (1766-1826); |
|
|
С.М. Соловьёв (1820-1879); |
|
|
В.О. Ключевский; |
|
|
М.Н. Покровский. |
| |
К государственной
школе можно отнести следующих историков: |
|
|
Кавелина К.Д.; |
|
|
Чичерина Б.Н.; |
|
|
Милюкова П.Н; |
|
|
всех
перечисленных; |
|
|
всех перечисленных, кроме Милюкова П.Н. |
| |
В
какой период происходило разложение первобытнообщинного строя и становление
классового общества у восточных славян? |
|
|
2-7 вв.; |
|
|
6-9 вв.;
|
|
|
7-11 вв. |
| |
Кто из древних авторов первым называл славян своим именем ”словен” cообщил
сведения о разных сторонах их жизни и быта? |
|
|
античные авторы: Плиний, Корнелий Тацит; |
|
|
византийские
авторы: Прокопий, Маврикий; |
|
|
готский епископ Иордан; |
|
|
арабский историк Ма-суди. |
| |
Какая теория
происхождения славян выделяет периоды истории славян? |
|
|
миграционная; |
|
|
автохтонная
(местная). |
| |
В
какой период истории славян произошла культурная дифференциация славянского
мира, а единый язык “разделился” на отдельные славянские языки? |
|
|
протославянский (3-е тыс. до н.э. – 1-е тыс. до н.э.); |
|
|
праславянский (кон. 1 в. н.э. – 7 в.); |
|
|
собственно славянский (8 – 9 вв.). |
| |
Какие процессы
происходят в обществе восточных славян в 6 – 8 вв.? |
|
|
становление славянского этноса, социальное расслоение; |
|
|
стремление к политическому объединению; |
|
|
возникновение Древнерусского государства; |
|
|
всё перечисленное; |
|
|
всё перечисленное, кроме возникновение Древнерусского
государства. |
| |
Какие периоды можно
выделить в истории Древнерусского государства? |
|
|
период собирания восточнославянских земель; |
|
|
период
существования единого Киевского раннефеодального государства; |
|
|
период раздробленности; |
|
|
все перечисленные периоды; |
|
|
все перечисленные
периоды, кроме периода раздробленности. |
| |
Кого можно назвать
наиболее крупным военным деятелем Древней Руси? |
|
|
Олега; |
|
|
Игоря; |
|
|
Святослава; |
|
|
Владимира 1. |
| |
Кто из Великих Киевских князей провёл две религиозные реформы? |
|
|
Олег; |
|
|
Игорь; |
|
|
Ольга; |
|
|
Святослав; |
|
|
Владимир 1.
|
| |
Какие
монотеистические религии были известны Киевскому князю Владимиру 1? |
|
|
христианство; |
|
|
ислам; |
|
|
иудаизм; |
|
|
все
перечисленные; |
|
|
все перечисленные,
кроме иудаизм. |
| |
В чём Вы видите
причины упадка Киевской Руси? |
|
|
половецкие набеги; |
|
|
рост крупного
феодального землевладения; |
|
|
ослабление центральной власти; |
|
|
всё
перечисленное; |
|
|
всё перечисленное,
кроме половецких набегов. |
| |
Какие черты присущи
городам Киевской Руси? |
|
|
наличие в большинстве городов самоуправления, в некоторых
из них (например, в Новгороде и Пскове) действовали республики; |
|
|
русский город сохранял связь с сельскими владениями и
феодалами; |
|
|
в городах большую роль играло боярство; |
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа русский город
сохранял связь с сельскими владениями и феодалами. |
| |
Какой год летопись
считает началом периода удельной раздробленности? |
|
|
1054; |
|
|
1097; |
|
|
1132. |
| |
Какая социальная сила
наиболее активно выступала за распад единой Киевской державы? |
|
|
боярство;
|
|
|
средние слои
городского купечества; |
|
|
городское и сельское простонародье – “смерды”; |
|
|
“челядь”. |
| |
При каком князе
Владимир-на-Клязьме стал столицей Северо-восточной Руси? |
|
|
Владимире Мономахе (1113-1125); |
|
|
Юрии Долгоруком (1149-1151); |
|
|
Андрее Боголюбском
(1169-1174); |
|
|
Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212). |
| |
Перед нападением на
Русь татаро-монголы были на уровне: |
|
|
феодальной раздробленности; |
|
|
распада
первобытного общества; |
|
|
раннефеодального государства; |
|
|
рабовладельческого
государства. |
| |
Когда произошло
объединение монгольских племён? |
|
|
в середине 12 в.; |
|
|
в начале 13
в.; |
|
|
в середине 13 в.; |
|
|
в конце 13 в. |
| |
Какие русские города в ходе зимнего похода монголо-татар 1237 г. избежали
разрушения и разгрома? |
|
|
Рязань, Коломна; |
|
|
Суздаль, Владимир; |
|
|
Ростов,
Углич. |
| |
Русь не могла
противостоять татарам: |
|
|
из-за низкого уровня развития; |
|
|
из-за численного превосходства войск монголо-татар; |
|
|
из-за феодальной
раздробленности Руси; |
|
|
из-за нежелания князей решать эту проблему. |
| |
Период 1240-1480 гг.
вошел в историю: |
|
|
как время
установления господства Тевтонского ордена; |
|
|
как период феодальной раздробленности; |
|
|
как время установления монголо-татарского ига; |
| |
Когда была проведена золотоордынцами перепись населения на Руси? |
|
|
1242 г.; |
|
|
1257г.;
|
|
|
1275 г. |
| |
Основателем династии
московских князей был: |
|
|
Александр Невский; |
|
|
Владимир Мономах; |
|
|
Даниил
Московский; |
|
|
Ярослав Мудрый. |
| |
Какое
княжество Северо-восточной Руси ( кроме Москвы) наиболее активно боролось за
великое княжение Владимирское? |
|
|
Тверь;
|
|
|
Суздаль; |
|
|
Нижний Новгород; |
|
|
Рязань. |
| |
При каком князе
Москва стала не только политическим, но и религиозным центром Руси? |
|
|
Иване 1 Даниловиче
(Калите); |
|
|
Иване 2 Ивановиче (Красном); |
|
|
Дмитрии Ивановиче (Донском). |
| |
Кто
из русских князей передал Великое княжение Владимирское своим потомкам по
наследству, не спрашивая ярлыка в Орде? |
|
|
Иван 1 Данилович (Калита); |
|
|
Дмитрий Иванович
(Донской); |
|
|
Василий 1 Дмитриевич. |
| |
Кто первым принял
титул “Государя всея Руси”? |
|
|
Дмитрий Иванович
(Донской); |
|
|
Василий 1 Дмитриевич; |
|
|
Иван 3 Васильевич; |
|
|
Василий 3 Иванович. |
| |
Какое событие
означало окончательное свержение монголо-татарского ига? |
|
|
победа над золотоордынцами в Куликовской битве; |
|
|
стояние на реке
Угре. |
| |
Какие последствия
имело влияние Золотой орды на Русь? |
|
|
задержка
социально-экономического, политического и духовного развития русского
государства; |
|
|
изменение
отношений между князем и дружиной; |
|
|
на смену традициям
вассально-дружинных отношений приходили отношения подданства; |
|
|
изменение отношений между князьями и
городами: вече утратило своё значение, князь выступал как единственный защитник
и господин; |
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа - на
смену традициям вассально-дружинных отношений приходили отношения подданства |
| |
На
каком этапе образования Российского государства под знаменем московского князя
Русь победила татаро-монголов на Куликовом поле? |
|
|
на первом
(1301-1389); |
|
|
на втором (1389-1462); |
|
|
на третьем (1462-1533). |
| |
Кто сыграл решающую роль в выборе направления цивилизационного развития
Российского государства? |
|
|
Александр
Ярославич (Невский); |
|
|
Иван Данилович (Калита); |
|
|
Дмитрий Иванович (Донской); |
|
|
Иван 3 Васильевич. |
| |
Почему надо было
договариваться с ордынцами и вести непримиримую борьбу с немцами и шведами? |
|
|
децентрализованная Русь не могла воевать на два фронта; |
|
|
рыцари и крестоносцы стремились покорить Русь, а монголы не
ставили своей целью разгром русских княжеств; |
|
|
крестоносцы свою цель видели в полной ликвидации
православия на Руси, а золотоордынцы терпимо относились к нему; |
|
|
всё перечисленное
верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "крестоносцы свою цель видели в полной ликвидации
православия на Руси, а золотоордынцы терпимо относились к нему". |
| |
Какое событие
западной политики А. Невского было главным? |
|
|
сражение русских воинов со шведами на реке Неве в июле 1240
г.; |
|
|
битва на льду Чудского озера в апреле 1242 г.; |
|
|
победа в
переговорах А. Невского с посольством римского папы Иннокентия 4 в 1248 г.
|
| |
В чём Вы видите
содержание восточной политики А. Невского? |
|
|
в признании власти Золотой Орды; |
|
|
в допуске татарских чиновников для проведения переписи
населения; |
|
|
в поддержке мятежа недовольных русских людей
золотоордынцами во главе со своим сыном Василием; |
|
|
всё перечисленное
верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "в поддержке мятежа недовольных русских людей
золотоордынцами во главе со своим сыном Василием". |
| |
Каковы были реальные
результаты союза с монголами, заключённого А. Невским? |
|
|
русские князья сохранили большую свободу действий; |
|
|
открылась перспектива получения от монголов военной помощи
для противостояния натиску Запада и внутренней оппозиции; |
|
|
восточная политика
привела к благоденствию, единству и политической независимости Руси; |
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное
верно, кроме ответа "восточная политика привела к благоденствию, единству и
политической независимости Руси". |
| |
Какие
цивилизационные последствия для исторической судьбы России имело
монголо-татарское владычество? |
|
|
стало причиной последующего экономического отставания
России от Запада; |
|
|
Московское
самодержавие восприняло политические традиции Орды, в течение столетий сохраняло
признаки азиатского деспотизма; |
|
|
общение с
завоевателями существенно обогатило русскую культуру, смягчило нравы русских
людей; |
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное
верно, кроме ответа "общение с завоевателями существенно обогатило русскую
культуру, смягчило нравы русских людей". |
| |
В чём Вы видите
исторические заслуги Ивана 1 (Калиты)? |
|
|
он сыграл важную роль в собирании русских земель вокруг
Москвы; |
|
|
он продолжил политику А. Невского,
направленную на укрепление союза с монголами для усиления власти Московского
князя, который становится лидером в политическом объединении Руси; |
|
|
он получает от хана судебную власть над всеми князьями
Северо-восточной Руси; |
|
|
всё перечисленное
верно; |
|
|
всё перечисленное
верно, кроме ответа "он получает от хана судебную власть над всеми
князьями Северо-восточной Руси". |
| |
В чём Вы видите значение победы на Куликовом поле, одержанной войском Дмитрия
Донского? |
|
|
привела к коренному перелому в конфронтации Руси и золотой
орды; |
|
|
позволила
Дмитрию Донскому передать Великое княжение без ханского ярлыка; |
|
|
Москва сплотила вокруг себя удельные княжества
Северо-восточной Руси, избавилась от военно-политического союза с Ордой; |
|
|
всё перечисленное
верно; |
|
|
всё перечисленное
верно, кроме ответа "Москва сплотила вокруг себя удельные княжества
Северо-восточной Руси, избавилась от военно-политического союза с Ордой". |
| |
Исторические заслуги
Ивана 3 состоят в том, что он: |
|
|
завершил формирование основной территории Русского
централизованного государства; |
|
|
поднял власть Московского князя до статуса “Государя всея
Руси”; |
|
|
присоединил Псков, Смоленск, Рязань; |
|
|
всё перечисленное
верно; |
|
|
всё перечисленное
верно, кроме ответа "присоединил Псков, Смоленск, Рязань". |
| |
При Иване 4
(Грозном) были проведены реформы: |
|
|
денежная; |
|
|
центрального и местного управления; |
|
|
создание новых приказов, изменения в армии; |
|
|
все перечисленные; |
|
|
все перечисленные, кроме денежной. |
| |
К основным
результатам внешней политики Ивана 4 можно отнести следующее: |
|
|
присоединение Смоленска, установление отношений с Францией,
Индией; |
|
|
покорение Казанского и Астраханского
ханства, ведение Ливонской войны за выход к Балтийскому морю, начало
присоединения к Сибири; |
|
|
всё перечисленное; |
|
|
всё перечисленное, кроме присоединение Смоленска,
установление отношений с Францией, Индией. |
| |
17 век для России
начался: |
|
|
династическим кризисом; |
|
|
освобождением от монголо-татарского ига; |
|
|
установлением абсолютной монархии. |
| |
В период Смуты бояре
и дворяне стремились: |
|
|
к свободе внешней торговли; |
|
|
к ограничению
власти царя; |
|
|
к восстановлению Юрьева дня; |
|
|
к получению новых земель. |
| |
Первое ополчение
потерпело неудачу, так как: |
|
|
у ополченцев не было вооружения; |
|
|
у них отсутствовало единое командование; |
|
|
руководитель
ополчения П. Ляпунов умер; |
|
|
верно всё перечисленное; |
|
|
верно всё, кроме ответа "у них отсутствовало единое
командование". |
| |
Боярский заговор
против Лжедмитрия 1 объясняется: |
|
|
введением новых поборов со стороны Лжедмитрия 1 в пользу
поляков и неуважением русских традиций и обычаев; |
|
|
попыткой освободить крестьян от личной зависимости; |
|
|
отменой указа о пятилетнем сроке сыска крестьян. |
| |
Чтобы избежать
последствия голода 1601 г. Борис Годунов предпринял следующие меры: |
|
|
стал раздавать деньги нуждающимся и ввёл единые цены на
хлеб; |
|
|
снизил цены на хлеб; |
|
|
велел открыть амбары с хлебом для нуждающихся; |
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответ "велел открыть амбары
с хлебом для нуждающихся". |
| |
Земский собор избрал
на престол 21 февраля 1613 г.: |
|
|
Михаила Романова; |
|
|
Бориса Годунова; |
|
|
Василия Шуйского. |
| |
Во втором ополчении
участвовали: |
|
|
казаки; |
|
|
дворяне; |
|
|
крестьяне; |
|
|
все перечисленные; |
|
|
все перечисленные,
кроме казаков. |
| |
Крестьяне
поддерживали Лжедмитрия 1 потому, что: |
|
|
верили в доброго царя; |
|
|
ненавидели Бориса Годунова; |
|
|
надеялись на освобождение от крепостного гнёта; |
|
|
ненавидели бояр и дворян. |
| |
При вступлении на
престол Василий Шуйский обещал: |
|
|
сохранить привилегии бояр; |
|
|
оказывать помощь дворянам в борьбе с крестьянами; |
|
|
облегчить положение крестьян. |
| |
Кто фактически
управлял страной при царе Фёдоре Ивановиче и стал царём после его кончины? |
|
|
Борис Годунов; |
|
|
Василий Шуйский; |
|
|
Григорий Отрепьев; |
|
|
Михаил Романов. |
| |
Назовите имя
патриарха, призвавшего к изгнанию интервентов из России в период Смуты: |
|
|
Филарет; |
|
|
Гермоген; |
|
|
Никон. |
| |
Назовите имя первого
патриарха Московского и всея Руси: |
|
|
Филарет; |
|
|
Гермоген; |
|
|
Иов; |
|
|
Никон. |
| |
Какие события
составляют содержание Смуты конца 16 – начала 17 веков? |
|
|
политическая борьба, смена правителей на Московском
престоле; |
|
|
социальные катаклизмы; |
|
|
освободительное движение; |
|
|
всё названное
верно; |
|
|
всё названное верно, кроме социальных катаклизм. |
| |
В чём Вы видите
основные причины неудач реформаторов правительства Б.И. Морозова? |
|
|
сокращение жалования служилым людям; |
|
|
введение высокого косвенного налога на соль; |
|
|
всё названное выше верно. |
| |
К каким последствиям
привело принятие Соборного уложения 1649 г.? |
|
|
было положено начало становлению светского государства в
форме абсолютизма; |
|
|
уложение способствовало возрастанию общественного веса и
роли средних служилых слоёв; |
|
|
уложение вызвало недовольство боярства, духовенства и
простого народа; |
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "уложение вызвало
недовольство боярства, духовенства и простого народа". |
| |
Почему в 17 веке
реформирование России требовало, прежде всего, изменений в духовной сфере? |
|
|
в это время сохранялось сильное регламентирующее влияние
религии на российское общество; |
|
|
православная
церковь противостояла изменениям в обществе, так как сама была консервативной
силой; |
|
|
всё перечисленное
верно. |
| |
Почему государство
было заинтересовано в реформе церкви? |
|
|
потому что понимало необходимость сотрудничества с
европейским христианским миром в новых исторических условиях; |
|
|
в 17 веке возросли претензии церкви на главенство над
светской властью; |
|
|
всё названное
верно. |
| |
Почему церковные
реформы начал патриарх Никон? |
|
|
он был заинтересован в сближении русской православной
церкви с христианским миром, чтобы превратить Москву в его центр; |
|
|
он выступал за всесторонние культурные контакты с Европой. |
| |
Почему патриарх Никон
выступал за устранение различий в богослужебной практике русской и греческой
православными церквями? |
|
|
чтобы преодолеть
препятствие, мешавшее русской православной церкви утвердиться в качестве
ведущего центра христианского мира; |
|
|
чтобы направить равноправное сотрудничество со всеми
зарубежными православными церквями. |
| |
Реформа патриарха
Никона была умеренной или радикальной? |
|
|
умеренной; |
|
|
радикальной. |
| |
Какой резонанс в
российском обществе вызвала реформа Никона? |
|
|
незначительный; |
|
|
существенный,
повлиявший на судьбы многих людей. |
| |
Что разъединяло
церковных реформаторов (сторонников Никона) и староверов? |
|
|
идея обновления
церкви; |
|
|
идеи оцерковления человека, противопоставления всего
церковного светскому; |
|
|
всё перечисленное верно.
|
| |
Почему дело церковной реформы взял в свои руки Алексей Михайлович? |
|
|
Никон сложил с себя полномочия патриарха; |
|
|
Никон заявил, что священство выше царства. Это привело к
разрыву его отношений с Алексеем Михайловичем; |
|
|
всё перечисленное верно.
|
| |
К каким последствиям
привела церковная реформа? |
|
|
она способствовала воссоединению России и Европы на
духовной основе; |
|
|
привела к расколу российского общества; |
|
|
всё перечисленное верно.
|
| |
Определите начало
перехода России от средневековья к новому времени: |
|
|
вторая половина 17 в.; |
|
|
рубеж 17-18 вв.; |
|
|
первая четверть 1899
в.;
|
|
|
середина 18 в. |
| |
Реформы, каких
правителей положили начало модернизации России? |
|
|
Михаила Фёдоровича; |
|
|
Алексея Михайловича; |
|
|
Фёдора и Софьи;
|
|
|
Петра Великого. |
| |
Укажите главные идеи программы С. Полоцкого, на основе которых воспитывались
его высокопоставленные ученики: |
|
|
Россия должна преодолеть свою культурную изоляцию; |
|
|
знание не противоречит вере, светская культура в целом не
противостоит церкви; |
|
|
православный человек не может общаться с Западом;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "православный человек
не может общаться с Западом". |
| |
Почему, вступивший на престол в 1676 г., Фёдор Алексеевич начинает
преобразования с решения военной проблемы? |
|
|
тогда страна имела весьма протяжённые сухопутные границы; |
|
|
армия была недостаточно боеспособной; |
|
|
дворянин не был заинтересован в военной службе;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "дворянин не был
заинтересован в военной службе". |
| |
В чём содержание
военной реформы Фёдора Алексеевича и В.В. Голицына? |
|
|
в превращении дворян в профессиональных военных, получающих
жалование не землёй, а деньгами; |
|
|
в урегулировании финансовых вопросов и реорганизации армии,
в устройстве военных округов; |
|
|
в отмене местничества;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "в отмене
местничества". |
| |
В чём суть
реформаторской деятельности Софьи Алексеевны? |
|
|
она продолжала и развивала те реформы, которые начались при
Фёдоре Алексеевиче; |
|
|
она проводила реформы с учётом передового европейского
опыта и национальных традиций; |
|
|
всё перечисленное верно.
|
| |
Что было сделано
правительством Софьи Алексеевны? |
|
|
правительство пошло на уступки городским посадам, ослабило
поиск беглых крестьян; |
|
|
было усилено преследование раскольников, велась борьба с
политическими противниками; |
|
|
большое внимание
уделялось развитию просвещения, была основана Славяно-греко-латинская
академия; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "правительство пошло
на уступки городским посадам, ослабило поиск беглых крестьян"; |
|
|
всё перечисленное
верно. |
| |
Какие аспекты
преобразований Петра 1 признаёт большинство современных историков? |
|
|
стремление Петра Великого преодолеть отставание России от
ведущих государств Европы; |
|
|
достижение этой цели требует глубоких
перемен во всех сферах жизни России, почва для которых создавалась начинаниями
Алексея Михайловича; |
|
|
Пётр 1 осуществил масштабные реформы,
затронувшие практически все сферы жизни: хозяйственную, систему управления,
социальные отношения, культуру;
|
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "Пётр 1 осуществил
масштабные реформы, затронувшие практически все сферы жизни: хозяйственную,
систему управления, социальные отношения, культуру"; |
|
|
всё перечисленное верно. |
| |
Реформы Петра 1 привели к огосударствлению всех
сторон русской жизни, в результате чего Россия пошла: |
|
|
по консервативному
пути; |
|
|
по пути либеральной модернизации; |
|
|
всё перечисленное верно.
|
| |
К каким последствиям
привели петровские реформы? |
|
|
к углублению цивилизационного раскола на “почву” и
“цивилизацию”; |
|
|
Россия по уровню своего экономического
развития, военной мощи и культуре привилегированных слоёв приблизилась к
передовым государствам Европы; |
|
|
в России продолжалась аграрная восточная цивилизация, Пётр
1 оставил после себя нищее население;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "в России
продолжалась аграрная восточная цивилизация, Пётр 1 оставил после себя нищее
население". |
| |
Укажите основные
принципы государственного управления, сформулированные Екатериной II: |
|
|
просвещение нации; |
|
|
воспитание ответственных граждан; |
|
|
укрепление государства;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "всё перечисленное
верно". |
| |
К фундаментальным
идеям “Наказа” Екатерины II можно отнести следующие положения: |
|
|
власть существует для народа, имеет перед ним обязанности; |
|
|
основой государственной жизни является закон, а не воля
монарха; |
|
|
в России должно быть тотальное государство;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное
верно, кроме ответа "в России должно быть тотальное государство". |
| |
Какая из оценок
работы Уложенной комиссии ближе к истине? |
|
|
работа комиссии – фикция; |
|
|
комиссия явилась
школой участия общества в решении политических вопросов, способствовала его
политическому просвещению. |
| |
Издание с 1769 г.
Екатериной II журнала “Всякая всячина” было: |
|
|
журналистским увлечением императрицы; |
|
|
средством диалога
верховной власти с русским обществом. |
| |
Издание в 1785 г.
Екатериной II “Жалованной грамоты дворянству”: |
|
|
свидетельствовало
о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке
обострения классовых противоречий; |
|
|
означало
раскрепощение дворян, что содействовало раскрепощению России, появлению первых
ростков гражданского общества. |
| |
Четыре года работы
Негласного комитета дали следующие результаты: |
|
|
произошла замена коллегий министерствами,
что привело к смене коллегиальности единоначалием, в России ускорился рост
бюрократии; |
|
|
удалось частично устранить наиболее уродливые формы
крепостного права; |
|
|
были осуществлены некоторые проекты либеральных реформ М.М.
Сперанского;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное
верно, кроме ответа "были осуществлены некоторые проекты либеральных
реформ М.М. Сперанского". |
| |
В чём главная причина
провала реформ Александра 1? |
|
|
нерешительность императора; |
|
|
против реформ выступало большинство дворян, не желавших
терять свои привилегии; |
|
|
против реформ выступал идеолог консерваторов, крепостник
Н.М. Карамзин.
|
| |
К чему сводились основные усилия Николая 1 в области внутренней политики? |
|
|
к укреплению самодержавной власти, созданию полицейского
государства; |
|
|
к осуществлению объективно назревших
преобразований: реформе управления государственными крестьянами, финансовой
реформе Е.Ф. Канкрина, кодификации законов М.М. Сперанским и т.п. |
| |
Почему именно в
середине ХIХ в. в повестку дня был поставлен вопрос
о проведении либеральных реформ? |
|
|
это обусловлено обстановкой, сложившейся в стране в
результате поражения России в Крымской войне; |
|
|
в это время неотвратимость преобразований в
политической, экономической и социальной сферах становится очевидной для
русского общества; |
|
|
в середине ХIХ в.
возникло новое явление в русской жизни – общественное мнение, с помощью которого
общество могло влиять на власть;
|
|
|
всё перечисленное
верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "в это время
неотвратимость преобразований в политической, экономической и социальной сферах
становится очевидной для русского общества". |
| |
Возможны ли в России
реформы без бюрократии? |
|
|
возможны; |
|
|
невозможны. |
| |
Удалось ли Александру
II заставить бюрократию работать на реформы? |
|
|
удалось;
|
|
|
не удалось. |
| |
В “Манифесте” и
“Положении”, подписанном Александром II 19 февраля 1861 г.: |
|
|
объявлялось о
предоставлении крестьянам личной свободы, определялись основные условия и
порядок решения аграрного вопроса в России; |
|
|
объявлялось о
предоставлении крестьянам личной свободы и переходе земли в их личную
собственность. |
| |
Реформы Александра II
охватили следующие сферы общественной жизни: |
|
|
социально-экономическую; |
|
|
политическую; |
|
|
культурно-образовательную;
|
|
|
все
перечисленные; |
|
|
все перечисленные, кроме политической. |
| |
В результате реформ
Александра II: |
|
|
были введены новые правовые начала в функционирование
государственного механизма; |
|
|
ускорилось формирование гражданского общества, произошел
общественный и культурный подъём; |
|
|
Российское государство стало буржуазной монархией;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное
верно, кроме ответа "Российское государство стало буржуазной монархией". |
| |
Александр III провёл серию контрреформ, выразившихся: |
|
|
в ограничении автономии прессы и университетов; |
|
|
консервации крестьянской общины и сословного строя; |
|
|
ужесточением надзора над сельским самоуправлением;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "ужесточением надзора
над сельским самоуправлением". |
| |
Какие идеи лежали в
основе экономических реформ С.Ю. Витте? |
|
|
экономика каждой страны, каждой эпохи имеет
свои особенности, которые должен учитывать реформатор, стремящийся к
преобразованию страны из аграрной в индустриальную; |
|
|
для того, чтобы Россия могла догнать
индустриально развитые страны, необходимо государственное регулирование,
национальная программа; |
|
|
всё перечисленное
верно. |
| |
К важнейшим итогам
реформ С.Ю. Витте можно отнести: |
|
|
введение винной монополии; |
|
|
укрепление государственного бюджета; |
|
|
введение национальной валюты – золотого рубля;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное не верно. |
| |
Какие
стороны общественной жизни охватывает программа реформ П.А. Столыпина, с
которой он выступил 6 марта 1907 во Второй Государственной думе? |
|
|
земельный вопрос; |
|
|
самоуправление; |
|
|
свободу совести;
|
|
|
всё перечисленное
и многое другое; |
|
|
всё перечисленное, кроме свободы совести. |
| |
Что было основой
столыпинских реформ? |
|
|
совместная работа
Правительства и Думы; |
|
|
конфронтация Правительства и Думы. |
| |
Какую задачу ставил
реформатор П.А. Столыпин? |
|
|
экономическую; |
|
|
политическую; |
|
|
масштабную
цивилизационную, |
| |
Можно назвать
следующие основные итоги столыпинских реформ: |
|
|
улучшение ситуации в области развития сельской
экономики; |
|
|
коренное улучшение социально-психологической ситуации в
деревне; |
|
|
установление общественно-политической стабильности в
стране. |
| |
Современная научная
оценка Октябрьской революции 1917 г.: |
|
|
это была межформационная социальная революция, открывшая
эпоху перехода от капитализма к социализму; |
|
|
Октябрьская революция – анархистский бунт, революция
люмпенов; |
|
|
Октябрьская революция – захват власти кучкой большевистских
лидеров;
|
|
|
Октябрьская
революция – это крупное историческое событие, повлиявшее на судьбу страны и
мира; она отразила менталитет русского народа, раскол в русском обществе.
|
| |
Что входило в план
социалистической индустриальной модернизации? |
|
|
создание более высокого (чем на Западе)
типа общественной организации, основанной на производственном коллективизме и
коммунистической идее; |
|
|
обеспечение быстрого роста экономики за
счёт полноё реконструкции народного хозяйства и индустриализации, обеспечение
более высокой, чем на Западе производительности труда; |
|
|
осуществление
культурной революции; |
|
|
всё перечисленное
верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "осуществление
культурной революции". |
| |
К какому типу
государственности был ближе Советский Союз? |
|
|
восточному; |
|
|
западному. |
| |
Как осуществлялось
развитие советского общества? |
|
|
путём саморазвития; |
|
|
через государственное планирование и реализацию намеченных
планов. |
| |
Укажите основные
свойства государственной идеологии советской России: |
|
|
противостояла западным ценностям; |
|
|
разрушала плюралистическую духовную жизнь страны; |
|
|
пронизывала всю духовную сферу советского общества;
|
|
|
всё перечисленное
верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "пронизывала всю
духовную сферу советского общества". |
| |
К основным итогам
сталинской модернизации можно отнести следующее: |
|
|
страна стала индустриальной; |
|
|
в военно-техническом отношении выдвинулась в одно из первых
мест в мире, превратилась в сверхдержаву; |
|
|
был достигнут
уровень жизни народа, адекватный экономическому потенциалу страны; |
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "был
достигнут уровень жизни народа, адекватный экономическому потенциалу страны". |
| |
Укажите основные
результаты хрущевских реформ: |
|
|
ушли в прошлое массовые репрессии; |
|
|
политический режим отказался от наиболее жестоких форм
насилия; |
|
|
руководство допустило некоторую либерализацию системы;
|
|
|
всё перечисленное
верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме ответа "руководство
допустило некоторую либерализацию системы". |
| |
К середине 1980-х гг. в стране назрел кризис, какие сферы общественной жизни
он охватил? |
|
|
экономическую; |
|
|
социально-политическую; |
|
|
духовную;
|
|
|
всё перечисленное верно, кроме
духовной; |
|
|
всё перечисленное верно. |
| |
Укажите основные
элементы горбачёвской концепции перестройки, сложившейся в 1987 г.: |
|
|
перестройка; |
|
|
ускорение; |
|
|
новое мышление;
|
|
|
всё перечисленное верно; |
|
|
всё перечисленное верно, кроме нового мышление. |
| |
Можно
ли принять предупреждение А.И. Солженицына (быстрая демократизация СССР
опасна, особенно при слабой власти) как урок, который мы должны извлечь из
реформ М.С. Горбачева? |
|
|
да; |
|
|
нет. |