Тема 9. Россия в
XIX веке
ИЗ «ЗАПИСОК» И. Д.
ЯКУШКИНА
Война 1812 года пробудила
народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом
существовании. Все распоряжения и усилия правительства были бы
недостаточны, чтобы изгнать вторгшихся в Россию галлов и с ними двунадесять
языцы, если бы народ по-прежнему остался в оцепенении. Не по распоряжению
начальства жители при приближении французов удалялись в леса и болота,
оставляя свои жилища на сожжение. Не по распоряжению правительства все
народонаселение Москвы вместе с армией выступило из древней столицы. По
рязанской дороге, направо и налево, поле было покрыто пестрой толпой, и мне
еще теперь помнятся слова шедшего около меня солдата: «Ну, слава Богу, вся
Россия в поход пошла!» В рядах даже между солдатами не было уже бессмысленных
орудий; каждый чувствовал, что он призван содействовать в великом деле...
Пребывание целый год в
Германии и потом несколько месяцев в Париже не могло не изменить воззрения
хоть сколько-нибудь мыслящей русской молодежи: при такой огромной обстановке
каждый из нас сколько-нибудь вырос...
Служба в гвардии стала для
меня несносна. В 16-м году говорили о возможности войны с турками, и я подал
просьбу о переводе меня в 37-й егерский полк, которым командовал полковник
Фонвизин, знакомый мне еще в 13-м году и известный в армии за
отличного офицера. В это время Сергей Трубецкой, Матвей и Сергей Муравьевы и
я, мы жили в казармах и очень часто бывали вместе с тремя братьями
Муравьевыми: Александром, Михаилом и Николаем. Никита Муравьев также часто
видался с нами. В беседах наших обыкновенно разговор был о положении России.
Тут разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа,
крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в
течение 25 лет почти была каторга; повсеместное лихоимство и, наконец, явное
неуважение к человеку вообще. То, что называлось высшим образованным обществом,
большею частию состояло тогда из староверцев, для которых коснуться
которого-нибудь из вопросов, нас занимавших, казалось бы ужасным
преступлением. О помещиках, живущих в своих имениях, и говорить уже нечего.
Один раз, Трубецкой и я, мы
были у Муравьевых, Матвея и Сергея, к ним приехали Александр и Никита
Муравьевы с предложением составить тайное общество, цель которого, по словам
Александра, должна была состоять в противодействии немцам, находящимся в
русской службе. Я знал, что Александр и его братья были враги всякой
немчизне, и сказал ему, что никак не согласен вступать в заговор против
немцев, но если бы составилось тайное общество, членам которого
постановлялась бы в, обязанность всеми силами трудиться для блага России, то
я охотно вступил бы в такое общество. Матвей и Сергей Муравьевы на
предложение Александра отвечали почти то же, что и я. После некоторых прений
Александр признался, что предложение составить общество против немцев было
только пробное предложение, что сам он, Никита и Трубецкой условились еще
прежде составить общество, цель которого была в обширном смысле благо России.
Таким образом, положено основание Тайному обществу, которое просуществовало,
может быть, не совсем бесплодно для России.
Было положено составить
устав для Общества и в начале принимать в него членов не иначе как с согласия
всех шестерых нас...
Пестель составил первый
устав для нашего Тайного общества. Замечательно было в том уставе, во-первых,
то, что на вступивших в Тайное общество возлагалась обязанность ни под каким
предлогом не покидать службы, с той целью, чтобы со временем все служебные
значительные места по военной и гражданской части были в распоряжении Тайного
общества; во-вторых, было сказано, что если царствующий император не даст
никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать
его наследнику, не ограничив его самодержавия...
У многих из молодежи было
столько избытка жизни при тогдашней ее ничтожной обстановке, что увидеть
перед собой прямую и высокую цель почиталось уже блаженством, и потому,
немудрено, что все порядочные люди из молодежи, бывшей тогда в Москве, или
поступали в Военное (Тайное — Ред.) общество, или по единомыслию
сочувствовали членам его...
К прежде бывшим
присоединилось еще новое зло для России: император Александр, давно
замышлявший военные поселения, приступил теперь к их учреждению. Графу
Аракчееву было поручено привести в исполнение предначертания, составленные
самим царем для устройства военных поселений. Граф Аракчеев, во всех случаях
гордившийся тем, что он только неизменное орудие самодержавия, и в этом
случае не изменил себе. В Новгородской губернии крестьяне тех волостей,
которые были назначены под военные поселения, чуя чутьем русского человека
для себя беду, возмутились. Граф Аракчеев привел против них кавалерию и
артиллерию; по ним стреляли, их рубили, многих прогнали сквозь строй, и
бедные люди должны были покориться. После чего было объявлено крестьянам, что
дома и все имущество более им не принадлежат, что все они поступают в
солдаты, дети их — в кантонисты, что они будут исполнять некоторые
обязанности по службе и вместе с тем работать в поле, но не для себя
собственно, а в пользу всего полка, к которому будут приписаны. Им тотчас же
обрили бороды, надели военные шинели и расписали по ротам и капральствам.
Известия о новгородских происшествиях привел всех в ужас.
Император Александр, в
Европе покровитель и почти корифей либералов, в России был не только
жестоким, но что хуже всего — бессмысленным деспотом...
Менее нежели в два года
своего существования Союз благоденствия достиг полного своего развития, и
едва ли 19-й и 20-й годы не были самым цветущим его временем. Число членов
значительно увеличилось; многие из принадлежавших Военному обществу поступили
в Союз благоденствия... Во всех полках было много молодежи, принадлежащей к
тайному обществу...
...Было признано нужным
изменить не только устав Союза благоденствия, но и самое устройство и самый
состав Общества. Решено было объявить повсеместно, во всех управах, что, как
в теперешних обстоятельствах малейшей неосторожностью можно возбудить
подозрение правительства, то Союз благоденствия прекращает свои действия
навсегда. Этой мерой ненадежных членов удаляли из Общества...
Из тульчинских членов под
руководством Пестеля образовалось новое Общество, которого уже явная цель
была изменение образа правления в России, и с этого времени они назывались
Южными, в отличие от петербургских, которые назывались Северными...
(Материалы по истории СССР
для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная
мысль в России XIX в. М., 1991. С. 43—56).
П. И. ПЕСТЕЛЬ О
ФОРМИРОВАНИИ СВОИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ВЗГЛЯДОВ
(Из показаний на
следствии)
Я никакого лица не могу
назвать, кому бы я мог именно приписать внушение моих первых вольнодумных и либеральных
мыслей, и точного времени мне определить нельзя, когда они начали во мне
возникать: ибо сие не вдруг сделалось, а мало-помалу и сначала самым для
самого себя неприметным образом. Но следующим образом честь имею Комитету о
том доложить с самою чистосердечнейшую и полнейшую откровенностью.
Когда я получил довольно
основательные понятия о политических науках, тогда я пристрастился к ним. Я
имел пламенное рвение и добра желал от души. Я видел, что благоденствие и
злополучие царств и народов зависит по большей части от правительств, и сия
уверенность придала мне еще более склонности к тем наукам, которые о сих
предметах рассуждают и путь к оным показывают. Но я сначала занимался как
сими науками, так и вообще чтением политических книг со всей кротостью и без
всякого вольнодумства с одним желанием быть когда-нибудь в свое время и в
своем месте полезным слугою государю и отечеству.
Продолжая таким образом
заниматься, начал я потом уже рассуждать и о том: соблюдены ли в устройстве
Российского правления правила политических наук, не касаясь, однако же, еще
верховной власти, но размышляя о министерствах, местных правительствах,
частных начальствах и тому подобных предметах. Я при сем находил тогда много
несообразностей по моим понятиям с правилами политических наук и начал разные
предметы обдумывать: какими постановлениями они могли бы быть заменены,
пополнены или усовершенствованы. Обратил также мысли и внимание на положение
народа, причем рабство крестьян всегда сильно на меня действовало, а равно и
большие преимущества аристократии, которую я считал, так сказать, стеною,
между монархом и народом стоящею, и от монарха ради собственных выгод
скрывающею истинное положение народа. К сему стали в мыслях моих в протечении
времени присоединяться разные другие предметы и толки, как-то: преимущества
разных присоединенных областей, слышанное о военных поселениях, упадок
торговли, промышленности и общего богатства, несправедливость и подкупливость
судов и других начальств, тягость военной службы для солдат и многие другие
тому подобные статьи, долженствовавшие, по моим понятиям, составлять предмет
частных неудовольствий и через коих всех совокупление воедино представлялась
моему уму и воображению целая картина народного неблагоденствия. Тогда начал
во мне возникать внутренний ропот противу правительства.
Возвращение бурбонского дома
на французский престол и соображения мои впоследствии о сем происшествии могу
я назвать эпохою в моих политических мнениях, понятиях и образе мыслей: ибо
начал рассуждать, что большая часть коренных постановлений, введенных
революцией, были при (реставрации) монархии сохранены и за благие вещи
признаны, между тем как все восставали против революции и я сам всегда против
нее восставал. От сего суждения порадилась мысль, что революция, видно, не
так дурна, как говорят, и что может даже весьма полезна, в каковой мысли я
укреплялся тем другим суждением, что те государства, в коих не было
революции, продолжали быть лишенными подобных преимуществ и учреждений. Тогда
начали сии причины присовокупляться к выше уже приведенным; и начали во мне
рождаться, почти совокупно как конституционные, так и революционные мысли.
Конституционные были совершенно монархические, а революционные были очень
слабы и темны. Мало-помалу стали первые определительные и яснее, а вторые
сильнее...
От монархического
конституционного образа мыслей был я переведен в республиканский, главнейше
следующими предметами и соображениями: — сочинение Детю де-Траси на
французском языке очень сильно
подействовало на меня. Он доказывает, что всякое правление, где главою
государства есть одно лицо, особенно, ежели сей сан наследственен, неминуемо
кончится деспотизмом.
Все газеты и политические
сочинения так сильно прославляли возрастание благоденствия в северных Американских
Соединенных Штатах, приписывая сие государственному их устройству, что сие
мне казалось ясным доказательством в превосходстве республиканского
правления. Новиков говорил мне о
республиканской конституции для России, но я еще спорил тогда в пользу
монархической, а потом стал его суждения себе припоминать и с ним
соглашаться...
Мне казалось, что главное
стремление нынешнего века состоит в борьбе между массами народными и
аристокрациями всякого рода, как на богатстве, так и на правах наследственных
основанными. Я судил, что сии аристокрации сделаются, наконец, сильнее самого
монарха, как то в Англии, и что они суть главная препона государственному
благоденствию и притом могут быть устранены одним республиканским образованием
государства.
Происшествия в Неаполе,
Гишпании и, Португалии имели
тогда большое на меня влияние. Я в них находил по моим понятиям неоспоримые
доказательства в непрочности монархических конституций и полные достаточные
причины к недоверчивости к истинному согласию монархов на конституции, ими
принимаемые. Сии последние соображения укрепили меня весьма сильно в
республиканском революционном образе мыслей.
...Все сие произвело, что я
сделался в душе республиканец, и ни в чем не видел большего благоденствия для
России, как в республиканском правлении. Когда с прочими членами,
разделяющими мой образ мыслей, рассуждал я о сем предмете, то
представлял себе живую картину всего счастия, коим бы Россия по нашим
понятиям тогда пользовалась, входили мы в такое восхищение и, сказать можно,
в восторг, что я и прочие готовы были не только согласиться, но и
предположить все то, что содействовать бы могло к полному введению и
совершенному укреплению и утверждению сего порядка вещей, обращая при том же
большое внимание на устранение и предупреждение всякого безначалия,
беспорядка и междоусобия, коих я всегда показывал себя самым ревностнейшим
врагом.
...Нынешний (век)
ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого
видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого
государства, даже Англии и Турции, сих двух противуположностей. То же самое
зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так
сказать, везде умы клокотать. Вот причины, полагаю я, которые породили
революционные мысли и правила...
(Материалы по истории СССР
для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и
общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С.
39—43).
КНЯЗЬ С. П. ТРУБЕЦКОЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА СПАСЕНИЯ
Некоторые молодые люди,
бывшие за отечество и царя своего на поле чести, хотели быть верной дружиной
вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом
содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага своего
народа. Их было мало, но они уверены были, что круг их ежедневно будет
увеличиваться, что другие, им подобные, не захотят ограничиваться славою
военных подвигов и пожелают оказать усердие свое и любовь отечеству не одним
исполнением возложенных службою обязанностей, но посвящением всех средств и
способностей своих на содействие общему благу во всех его видах.
От поступающих в это
маленькое общество требовалось: 1-е, строгое исполнение обязанностей по
службе; 2-е, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной
жизни; 3-е, подкрепление словом всех мер и предположений государя к общему
благу; 4-е, разглашение похвальных дел и осуждение злоупотребления лиц по их
должностям. Действие общества должно было основываться на том рассуждении,
что многие из правительственных лиц и частных людей будут восставать против
некоторых намерений императора (как, напр., было касательно свободы
крестьян), и, следовательно, как бы ни был слаб голос тех, которые стали бы
их оправдывать, — но беспрерывное склонение а обществе разговора на известный
предмет и оправдание его убедит многих, даст силу правительству привести в
исполнение свое благое намерите.
Сначала молодые люди
ограничивались только разговорами между собою. Еще неизвестно было, что именно
государь намерен был сделать, но в уверенности, что он искренно желает
устроить благо России, решено было дать форму обществу и определить порядок
действий, которыми намерены были поддерживать и подкреплять предположения
государя. 9 февраля 1816 г. Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и
Трубецкой положили основание обществу. К ним пристали Александр Николаевич
Муравьев, Николай Новиков (быв. правитель канцелярии у кн. Репнина), Илья
Бибиков, князь Илья Долгорукий, Федор Николаевич Глинка, Сергей и Матвей
Муравьевы-Апостолы, князь Павел Петрович Лопухин и Якушкин. Пестелю,
Долгорукому и Трубецкому поручено было написать устав Общества. Последний
занялся правилами принятия членов и порядком действий в их обществе:
Долгорукий — целью Общества и занятиями его для ее достижения; Пестель —
формою принятия и внутренним образованием. Он имел пристрастие к формам
масонским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжественности.
При первом общем заседании для прочтения и утверждения устава, Пестель поселил
в, некоторых членах некоторую недоверчивость к себе; в прочитанном им
вступлении он сказал, что Франция блаженствовала под управлением комитета
общественной безопасности. Восстание против этого было всеобщее, и оно
оставило невыгодное для него впечатление, которое никогда не могло
истребиться и которое навсегда поселило к нему недоверчивость…
Масонские формы, введенные в
заседаниях и в, принятии членов затруднили действие общества и вводили какую-то
таинственность, которая была в противности с характером большей части членов.
Они хотели действия явного и открытого, хотя и положено было не разглашать
намерения, в котором они соединялись, чтобы не вооружить против, себя
неблагонамеренных. Общих собраний не требовалось, но только частные свидания
для сообщения предметов, требовавших распространения сведений о них в публике. И потому положено
было, чрез непродолжительное время, изменить в этом отношении устав, как
признанный неудобным в приложении.
(Записки кн. С. П.
Трубецкого. Спб., 1906. С. 11 — 13).
КНЯЗЬ С. П. ТРУБЕЦКОЙ ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА БЛАГОДЕНСТВИЯ
...Общество названо по
предмету своей цели Союзом Благоденствия, и эпиграф его означал твердое
намерение членов посвятить всю свою жизнь исполнению этой цели. Его
составляли слова спасителя: «Никто же возложа руку свою на рало и зря вспять
управлен есть в царствие божие». Члены разделялись по предметам своих занятий
или службы. Каждый по своей части обязан был приобрести познания, могущие
сделать его полезнейшим гражданином, и сведения, потребные для действия
общества, которое само оставалось неизменно первоначальному своему
назначению; т. е. к поддержанию всех тех мер правительства, от которых
возможно ожидать хороших, для благосостояния Государства последствий; к
осуждению всех тех, которые не соответствуют этой цели; преследование всех
чиновников, от самых высших до самых низших, за злоупотребление должности и
за несправедливости; исправление, по силе своей и возможности, всех несправедливостей,
оказываемых лицам, и защита их; разглашение благородных и полезных действий
людей должностных и граждан; распространение убеждения в необходимости
освобождения крестьян, приобретение и распространение политических сведений
по части государственного устройства, законодательства, судопроизводства и
пр., распространение чувства любви к отечеству и ненависти к несправедливости
и угнетению.
Общее действие членов
согласовалось с этими правилами, и, сверх того, каждый из них принимал
обязанность освободить своих крестьян, когда поступят к нему во владение.
Действие общества обнимало в своем предмете все сословия государства и все
стороны управления и потому должно было определить каждому члену круг его
действия, — для сего члены разделялись на четыре разряда по отраслям. Каждая
отрасль состояла из управ, которой все члены действовали по предмету своей
отрасли. Управы управлялись председателем, который представлял предметы
действия, члены сообщали сведения и доносили о своих действиях. Каждый член
мог заводить вспомогательную управу. Цель вспомогательных управ была
приготовить членов для союза. Все управы состояли под ведением Коренного
Совета, который состоял из двадцати четырех членов. В Коренном Совете
избирались председатель и блюститель. Последний соединял в себе общий надзор
над всем действием и не дозволял ни в чем отступать от духа, цели и порядка
действия, определенного по уставу Союза Благоденствия. Он же сверял все
списки устава союза и скреплял их своей подписью. Ему подведомственны были
блюстители управ, назначаемые в управы от Коренного Совета, из его членов...
Сверх наблюдения за действием каждого члена и за его поведением, как члена
союза, блюститель управы собирал сведения о лицах, которые предполагались к
принятию в Союз. Он должен был стараться познакомиться с ними лично, чтобы
короче их узнать и испытать, и только по его представлению мог быть принят
новый член. Блюститель управы хранил список устава, он давал его прочитывать
тому лицу, которое предложено было к принятию, и брал с него подписку, что он
не будет никому сообщать о прочитанном; когда же прочитавший соглашался
вступить в Союз, то давал другую подлиску на вступление. Блюстители управ
препровождали все подписки к блюстителю Коренного Совета и должны были часто
с ним видеться для сообщения ему о всех действиях и для совещания...
(Записки кн. С. П.
Трубецкого. С. 19—21).
ИЗ ПОКАЗАНИЙ А. А.
БЕСТУЖЕВА (МАРЛИНСКОГО)
...Теперь я опишу положение,
в, каком видели мы Россию.
Войска Наполеона, как
саранча, оставили за собой надолго семена разрушения. Многие губернии
обнищали, и правительство медлительными мерами или скудным пособием дало им
вовсе погибнуть. Дожди и засухи голодили другие края. Устройство непрочных
дорог занимало руки трети России, а хлеб гнил на корню. Злоупотребления исправников
стали заметнее обедневшим крестьянам, а угнетения дворян чувствительнее,
потому что они стали понимать права людей. Запрещенье винокурения отняло во
многих губерниях все средства к сбыту семян, а размножение питейных домов
испортило нравственность и разорило крестьянский быт. Поселения (военные)
парализовали умы и все промыслы не только тех мест, где устроились, но навели
ужас и на остальные. Частые переходы полков безмерно тяготили напутных
жителей. Редкость денег привела крестьян в неоплатные недоимки,— одним
словом, все они вздыхали о прежних годах, все роптали на настоящее, все
жаждали лучшего от того, что пустой слух, будто
даются места на Аму-Дарье,
влек тысячи жителей Украины, куда? - не знали сами. Целые селения снимались и
бродили наугад, и многочисленные возмущения барщинных крестьян ознаменовали
три последние годы царствования Александра.
Мещане, класс почтенный и значительный во всех других
государствах, у нас ничтожен, беден, обременен повинностями, лишен средств к
пропитанию. В других нациях они населяют города, у нас же, так как города
существуют только на карте, и вольность ремесел стесняют в них цехи, то
кочуют, как цыгане, занимаясь щепетильною перепродажею. Упадок торговли
отразился на них сильнее по их бедности; ибо они зависят от купцов, как
мелкие торгаши или как работники на фабриках.
Купечество, стесненное в гильдиях и затрудненное в путях доставки,
потерпело важный урон с 1812 г. Многие колоссальные фортуны погибли, другие
расстроились. Дела с казной разорили множество купцов и подрядчиков, а с ними
их клиентов и верителей... Лихоимство проникло всюду... Шаткость тарифа
привела в нищету многих фабрикантов и испугала других, и вывела правительство
наше из веры, равно у своих, как и чужеземных негоциантов...
Дворянство было тоже недовольно за худой сбыт своих произведений,
дороговизну предметов роскоши и долготу судопроизводства. Оно разделяется на
три разряда: на просвещенных, из которых большая часть составляет знать; на
грамотных, которые или мучат других, как судьи, или сами таскаются по тяжбам,
и, наконец, на невежд, которые живут по деревням, служат церковными
старостами, или уже в отставке, послужив бог знает как в полевых. Из них-то
мелкопоместные составляют язву России: всегда виноватые и всегда ропщущие и
желая жить не по достатку, а по претензиям своим, мучат бедных крестьян своих
нещадно. Прочие разоряются на охоту, на затеи, на столичную жизнь или от
тяжб. Наибольшая часть лучшего дворянства, служа в военной службе или в
столицах, требующих роскоши, доверяет хозяйство наемникам, которые обирают
крестьян, обманывают господ, и таким образом девять десятых имений в России
расстроено и в закладе. Духовенство сельское в жалком состоянии. Не имея
никакого оклада, оно вовсе предано милости крестьян и оттого, принужденное
угождать им, впадало само в пороки, для удаления коих учреждено...
Солдаты роптали на истому ученьями, чисткою, караулами; офицеры
— на скудность жалованья и непомерную строгость; матросы — на черную работу,
удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры — на бездействие. Люди с
дарованиями жаловались, что им заграждают дорогу по службе, требуя лишь
безмолвной покорности; ученые — на то, что им не дают учить, молодежь — на
препятствия в учении. Словом, во всех углах виделись недовольные лица; на
улицах пожимали плечами, везде шептались, все говорили: к чему это приведет?
— все - элементы были в брожении. Одно лишь правительство беззаботно дремало
над вулканом, одни судебные места блаженствовали, ибо только для них Россия
была обетованной землей. Лихоимство их взошло до неслыханной степени
бесстыдства...
...Вот мечты наши о
будущем. Мы думали учредить сенат из старейших и умнейших голов русских, в
которых надеялись привлечь всех важных людей нынешнего правления, ибо
полагали, что власть и честолюбие всегда имели бы срою приманку. Плату же
представителей составить по выбору народа изо всех состояний. Как неоспоримо,
что общего мнения установить или дать ему силу нельзя иначе, как связав оное
с интересом каждого, то на сем правиле основали мы бескорыстие судей. Каждая инстанция
имела бы у нас свой беспереносный круг действия; притом тяжущиеся могли бы
избрать по произволу из известного числа судей любого, так что честь и выгода
заставила бы их друг перед другом быть правдивее, а публичность
судопроизводства, ограничение оного и свобода книгопечатания обличала бы
нерадивых или криводушных. Для просвещения нижних классов народа хотели
повсеместно завести ланкастерские (основанные на методе взаимного обучения)
школы. А чтобы поправить его нравственность, — то возвысить белое духовенство,
дав оному способы к жизни. Увольнение почти от всех земских повинностей,
свобода винокурении и улучшение казенными средствами дорог между бедными и
богатыми хлебом местами, поощрение земледелия и вообще покровительство
промышленности привели бы в довольство крестьян. Обеспечение и постоянство
прав привлекло бы в Россию множество производительных иноземцев. Фабрики бы
умножились с возрастанием запроса на искусственные произведения, а
соревнование поощрило бы их усовершенствование, которое возвышается наравне с
благосостоянием народа, ибо нужды на предметы довольства жизни и роскоши
беспрестанны... Финансы же поправить уменьшением в, треть армии и вообще всех
платных и ненужных чиновников. Что же касается до внешней политики, то
действовать открыто, жить со всеми в мире, не вмешиваясь в чужие дела и не
позволяя вступаться в свои...
(Четырнадцатое декабря: Сб.
к столетию восстания декабристов. Л., 1925. С. 123—126).
«КОНСТИТУЦИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВЕТ» П. И. ПЕСТЕЛЯ
1. Границы Русского
государства суть
При сем случае действуют два
правила: правило благоприличия для России и правило народности племен или
народов смежных и подвластных. — Когда дело идет о народе, могущем
пользоваться независимостью и самостоятельностью, тогда право народности
берет перевес. Когда же дело идет о народе, не могущем оными воспользоваться
и долженствующим быть под покровительством и зависимостью у другой сильнейшей
державы, тогда правило благоприличия для России берет перевес. Польша — правило
народное объявляет независимость и самостоятельность народа, но правило
благоприличия определяет в сем случае частности границе-положения.
2. Российское государство
разделяется в отношении законного своего пространства на 10 областей и 3 удела.
Уделы суть столичный, в коем пребывает и сосредоточивается государственное
правление, Нижний Новгород или Москва, Донской и Киргизский. Каждая область
состоит из 5 губерний или округов. Губерния состоит из уездов, уезд состоит
из волостей. Волости бывают цельные и приписные — 1000 обывателей мужск. пола.
3. Государство состоит из
народа и правительства.
4. Весь российский народ
составляет одно сословие — гражданское, все нынешние сословия уничтожаются и
сливаются в одно сословие — гражданское. Все различные племена, составляющие
Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои
названия, составляют один народ русский. Все россияне расписаны по волостям.
Каждый российский гражданин есть член какой-либо волости. Сие заменяет
нынешнее распределение россиян по сословиям. Волость имеет для своих членов
два списка — гражданский и скарбовой.
В скарбовой список вносятся граждане, имеющие в волости какую-нибудь
собственность. Подать берется с собственности — посему может один и тот же
человек в скарбовых списках многих волостей быть записан, но в гражданском
списке может каждый быть записан только по одной волости, ибо гражданский
список означает политическое состояние, а политическим правом пользуется
каждый русский в той только волости, в которой состоит в гражданском списке.
5. Вся земля, к каждой
волости принадлежащая, разделяется на две части: волостную и частную. Первая
принадлежит всему обществу, вторая — частным людям. Первая составляет
собственность общественную, вторая — собственность частную. Волостная земля
есть неприкосновенная, она разделяется на участки, участки раздаются по
требованиям членов волости. Остальная земля отдается в наем посторонним людям
не иначе как на один год. Ежели потребуется более участков, нежели сколько
таковых имеется, тогда не удовлетворяется требование тех, которые наибольшее
число участков, взяти желают, участки сии переходят из рук в руки в тех
только случаях, когда являются новые требователи. Сии требователи суть или
такие, кои прежде никакого участка не брали, или желают ныне взять более. У
кого участок отбирается, тот сам назначает, какой участок он отдает. Правила
Совокупной стоятельности. Перед
правительством является всегда волость, а не люди порознь. Россияне
составляют народ, состоящий из одних обывателей земли — все россияне суть
помещики или частные, или общественные.
6. Переход из нынешнего
положения в порядок, здесь предлагаемый, есть постепенный. У нынешних
помещиков земля скупается оброком или работою летнею. Наперед заводится сие в
казенных имениях и волостях, а потом уже в частных. Оброчные селения и
пахотные селения, дворцовые люди и заводские крестьяне, продолжая нынешние
занятия положенное время, те сами окупаются, а дворовые в волости поступают.
7. Правительство разделяется
на верховную власть и государственное правление.
8. Насчет устроения
верховной власти отвергается правило равновесия властей, но принимается
правило определенности круга действий. Верховная власть разделяется на
законодательную и верховную исполнительную. Первая поручается Народному
вечу, вторая — Державной думе. Сверх сего нужна еще власть
блюстительная, дабы те две не
выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному
Собору.
9. Народная веча
состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каждый год
пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. Тот же самый может опять
быть выбран. Устройство внутреннего порядка веча принадлежит ему самому.
Председатель избирается ежегодно из членов, последний год заседающих.
Народная веча есть одно целое и на камеры не разделяется. Вся законодательная власть в ней
обретается. Она объявляет войну и заключает мир. Различие — в составлении
законов заветных и всех прочих
законов. Первые обнародываются и на суждение всей России предлагаются.
Народная веча имеет свое время, когда не заседает, тогда оставляется
временная комиссия. Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет
волю в государстве, душу народа.
10. Державная дума
состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодно один из Думы
выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий
последний или пятый год. Ежегодно предлагает каждая губерния кандидата. Из
числа сих кандидатов выбирает Народная веча окончательно. Державная дума
имеет свою верховно исполнительную власть, ведет войну и производит
переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и все
вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной
думы, действуя по ее разрешениям и исполняя с приказанием (?). Она имеет
собственную свою концелярию.
11. Верховный собор состоит
из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не
могут участвовать ни в законодательном ни в исполнительном порядке. Губернии
назначают кандидатов, а Народная веча замещает упразднившееся число бояр.
Председатель выбирается на год самим Собором. Собор имеет верховно
блюстительную власть. Народная веча препровождает к нему на утверждение свои
законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы,
дабы во всем соблюдено законное; после всего утверждения получает закон свою
действительную силу. Сам же Собор не действует. Собор назначает из своих
членов по одному генералу-прокурору в каждое министерство и по одному
генерал-губернатору в каждую область (приказной блюститель, областной
посадник). Генерал-прокурор рассматривает журналы палат министерства и
утверждает их определение, взирая на одну законность и соблюдение
предлагаемого порядка, но не входя в суждение о сущности самого содержания;
без их утверждения не может исполнение последовать они утверждают за свои
действия. Державная дума решает, а Верховный собор может чиновника отдать под
суд. Отданный под суд судится судебным порядком. Генерал-губернатор имеет
таковые же обязанности в отношении областных правлений. Из сего явствует, что
Собор удерживает в пределах законности Народному вечу и Державную думу. Сам
же он не имеет никакого действия положительного. Главнокомандующие
действующих армий назначаются Верховным собором. Он принимает начальство над
армией, когда выступает за пределы государства, и слагает, когда в пределы
вступает губернии на военном положении.
(Материалы по истории СССР
для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и
общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С.
80—83).
ИЗ «РУССКОЙ ПРАВДЫ» П. И.
ПЕСТЕЛЯ
Введение
§ 12. Определение, цель и
действие Русской Правды Русская Правда есть по сему Верховная Всероссийская
грамота, определяющая все перемены, в государстве последовать имеющие, все
предметы и статьи, уничтожению и ниспровержению подлежащие, и, наконец,
коренные правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным
руководством при сооружении нового государственного порядка и составлении
нового государственного уложения. Она содержит определение некоторых
важнейших положительных законов и постановлений будущего порядка вещей,
исчисление главных предлагаемых переводных мероприятий и вместе с тем
пояснение коренных соображений, начальных причин и основных доводов,
утверждающих предлагаемое для России государственное устройство...
ГЛАВА ПЕРВАЯ. О земельном
пространстве государства
§1. Право народности и право
благоудобства
…Для правильного,
положительного установления границ надлежит непременно руководствоваться тем
соображением, что право народности должно брать верх для тех народов, которые
могут самостоятельною политическою независимостью пользоваться; и что право
благоудобства должно брать верх над теми народами, которые сею
самостоятельною политическою независимостью пользоваться не могут и
непременно должны состоять под властью какого-либо сильнейшего государства...
§ 4. Россия есть государство
единое и неразделимое
...Что же в особенности
касается до России, то дабы в полной мере удостовериться, до какой степени
федеративное образование государства было бы для нее пагубно, стоит только
вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено.
Области его не только различными гражданскими законами судятся, но совсем
различные языки говорят, совсем различные веры исповедуют, жители оных
различные происхождения имеют, к различным державам некогда принадлежали; и
потому ежели сию разнородность еще более усилить через федеративное
образование государства, то легко предвидеть можно, что сии разнородные
области скоро от коренной России тогда отложатся, и она скоро потеряет тогда
не только свое могущество, величие и силу, но даже может быть и бытие свое
между большими и главными государствами. Она тогда снова испытает все
бедствия и весь неизъяснимый вред, нанесенный древней России удельною
системою, которая также не что иное была, как род федеративного устройства
государства; и потому, если какое-нибудь другое государство может еще
сомневаться во вреде федеративного устройства, то Россия уже никак сего
сомнения разделить не может; она горькими опытами и долголетними бедствиями
жестоко заплатила за сию ошибку в прежнем государственном образовании. А
посему, соединяя все сии обстоятельства в общее соображение, постановляется
коренным законом Российского государства, что всякая мысль о федеративном
устройстве отвергается совершенно, яко пагубнеиший вред и величайшее зло.
Избегать надлежит всего того, что посредственно или непосредственно, прямо
или косвенно, открыто или потаенно, к таковому устройству государства вести
не могло.
Вследствие всего здесь
сказанного объявляется Российское государство в пределах, выше обозначенных,
единым и неразделимым, отвергающим при том совершенно всякое федеративное
образование, устройство и существование государства...
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О
сословиях, в России обретающих
§ 4. Все должны быть пред
законом равны
...Все люди в государстве
имеют одинаковое право на все выгоды государством доставляемые, и все имеют
равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным
устроением. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно
быть перед законом совершенно равны и что всякое постановление, нарушающее
сие равенство всех перед законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее
непременно быть уничтоженным...
...Учреждение сословий
непременно должно быть уничтожено, что все люди в государстве должны
составлять только одно сословие, могущее называться гражданским, и что все
граждане в, государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом
все равны...
§ 6. Дворянство
...Обладать другими людьми,
как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей
наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без
предварительного с ним соглашения и единственно для собственной своей пользы
прибыли, выгоды, а иногда и прихоти, есть дело постыдное, противное
человечеству, противное законам естественным, противное святой вере
христианской, противное, наконец; заповедной воле всевышнего, гласящего в
священном писании, что люди пред ним все равны, и что одни деяния их и
добродетели разницу между ними поставляют. И потому не может долее в России
существовать позволение оному человеку иметь и называть другого своим
крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно
непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми.
§ 7. Купечество.
...Известно, что лучший
способ для доставления народному богатству возможности процветать состоит в
даровании свободы, обращая внимание правительства на промышленность народную
с той только целью, чтобы распространять познания и сведения, необходимые для
промышленности, и вообще просвещение, и чтобы устронять препятствия, частные
способы превышающие. Из сего явствует, что свобода есть главная необходимость
для народной промышленности. Свобода же сия состоит в трех главных предметах:
1. чтобы каждый гражданин имел право и позволение заниматься тою или теми
отраслями промышленности, которые он заблагорассудит избрать, лишь бы честен
был и к законам исполнителен. 2. Чтобы каждому позволено было любою
заниматься промышленностью не только в одних городах и назначенных местах, но
равным образом в селениях всякого рода и вообще везде, где только пожелает. И
3. чтобы сама промышленность была освобождена, елико возможно более, от
всяких затруднений и препятствий, производимых иногда не только худо
обдуманными постановлениями, но и посторонними действиями и причинами, так,
чтобы она находила в распоряжениях правительства не препоны своему
преуспеванию, но напротив того, — защиту и содействие...
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О народе
в политическом отношении
§ 10
...Сии средства состоят в
разделении земель каждой волости на две половины по угодиям, как то в
предыдущей главе объяснено было в статье о казенных крестьянах. Одна половина
получит наименование земли общественной, другая — земли частной. Земля
общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и
неприкосновенную его собственность составлять. Она ни продана, ни заложена
быть не может. Она будет предназначена для доставления необходимого всем
гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли
частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною
свободою и право имеющим делать из оной что им угодно. Сии земли, будучи
предназначены для образования частной собственности, служить будут к
доставлению изобилия...
§ 11
Главные начала, могущие
основанием служить для постановлений касательно общественных земель, суть
следующие: общественная земля должна в каждой волости разделена быть на
участки. — Каждый участок должен быть так велик, чтобы необходимое для житья
одного тягла доставлять мог. Тяглом разумеется муж с женою и тремя детьми. —
Земские сии участки должны раздаваться членам волостного общества. — Они
участки сии получают не в полную собственность, но для того, чтобы их обрабатывать
и пользоваться их произростаниями. — Каждый участок отдается в обработку на
один год, по истечении коего переходит оный в другие руки или опять же за тем
же хозяином утверждается...
О народе в гражданском
отношении (Глава V)
§ 7
Право собственности или
обладания есть право священное и неприкосновенное, долженствующее на самых
твердых, положительных и неприкосновенных основах быть утверждено и
укреплено, дабы каждый гражданин в полной мере уверен был в том, что никакое
самовластие не может лишить его ниже малейшей части его имущества. В сем духе
определяются следующие два правила: 1. ежели кто собственности своей лишен
быть должен для блага общего, то надлежит к тому приступить не иначе,
как когда полномерное существует убеждение в том, что благо общее неминуемо
того требует и не может иначе быть достигнуто, но и в сем случае должно
всегда последовать наперед предварительное полное возмездие. 2. Конфискация
имущества в пользу казны никогда существовать не должна. Имущество частного
человека может быть отнято у него для зарплаты его долгов и для взноса
законных пеней, но однако же не полным количеством, а единственно необходимым
количеством для выручения нужной на сказанные предметы суммы. По наложении же
судом политической смерти на гражданина его имение никогда не должно быть
конфисковано, но оно должно быть отдано его наследникам, взирая на него, как
на умершего...
§ 10.
Личная свобода есть первое и
важнейшее право каждого гражданина и священная обязанность каждого правительства.
На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни
спокойствия, ни благоденствия. Вследствие сего постановляются следующие
неизменные правила: 1. никто из граждан не должен свободы быть лишен и под
стражу посажен иначе, как законным образом и законным порядком. Всякое
действие сему противное, наводит строжайшую ответственность на нарушителей.
2. Одно полицейское ведомство имеет право граждан брать под стражу. Все же
прочие ведомства, равно как и частные граждане, должны обращаться к полиции с
требованиями своими и объявлениями причин. 3. Военная сила может полиции
содействовать, когда будет то от полиции требовано, но ежели сама кого под
стражу возьмет в отсутствии полиции, то немедленно того к ней представлять
обязана... 4. Полиция имеет право всякого гражданина взять под стражу, хоть
он частный человек, хоть он гражданский чиновник, хоть военный, с тем только,
чтобы сие было законным образом исполнено. 5. В дом гражданина никто не может
войти без его согласия... 10. Никто не может быть судим иным порядком, как
обыкновенным законным судебным, и в том именно месте, которое законом
определено и назначено. Посему никогда не должны никакие чрезвычайные
судебные комиссии или чрезвычайные суды быть учреждаемы...
§ 19
Коренные правила в отношении
к свободе вероисповедания и духовных действий состоят в следующем: 1.
Христианская православная, греко-российская вера признана быть должна
господствующею верою великого государства Российского. 2. Все прочие
христианские вероисповедания, равно как и инародные веры, дозволяются в
России, если только не противны они российским законам, духовным и
политическим, правилам чистой нравственности и не нарушают естественных
обязанностей человека...
(Материалы по истории СССР
для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и
общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С.
84—104).
КОНСТИТУЦИЯ Н. М.
МУРАВЬЕВА
Вступление
Опыт всех народов и всех
времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для
обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами
здравого рассудка. Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного
человека; невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной
стороне, а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано
только на страхе и не достойно ни разумного повелителя, ни разумных
исполнителей. Ставя себя выше законов государи забыли, что они в таком случае
вне законов, вне человечества! Что невозможно им ссылаться на законы, когда
дело идет о других; и не признавать их бытие, когда дело идет о них самих.
Одно из двух: или они справедливы — тогда к чему же не хотят и сами
подчинятся оным; или они несправедливы — тогда зачем они хотят подчинять им
других. Все народы европейские достигают законов, и свободы. Более всех их
народ Русской заслуживает и то и другое.
Но какой образ правления ему
приличен? Народы малочисленные бывают обыкновенно добычею соседей — и не
пользуются независимостью. Народы многочисленные пользуются внешнею независимостью,
но обыкновенно страждут от внутреннего утеснения и бывают в руках деспота
орудием притеснения и гибели соседних народов. Обширность земель,
многочисленное войско препятствуют одним быть свободными; те, которые не
имеют сих неудобств, страждут от своего бессилия, Федеральное или Союзное
Правление одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и
согласило величие народа и свободу граждан.
Под надзором государя одно
законодательное Собрание находится в столице и делает все распоряжения общие
для всего государства; частные распоряжения, касающиеся до областей,
представлены областным законодательным собраниям, образованным наподобие
Столичного, и таким образом доставляется благосостояние целого и частей.
ГЛАВА I. О народе русском и правлении
1. Русский народ, свободный
и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и
никакого семейства.
2. Источник Верховной власти
есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные
постановления для самого себя.
ГЛАВА II. О гражданах
3. Гражданство есть
право определенном в сем Уставе порядком участвовать в общественном
управлении: посредственно, т, е. выбором чиновников или избирателей; непосредственно,
т.е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по
законодательной, исполнительной или судебной власти.
4. Граждане суть те
жители Российской империи, которые пользуются правами, выше определенными.
5. Чтоб быть гражданином,
необходимы следующие условия:
1) Не менее 21 года
возраста;
2) Известное и постоянное
жительство;
3) Здравие ума;
4) Личная независимость;
5) Исправность платежа
общественных повинностей;
6) Непорочность пред лицом
закона...
ГЛАВА III. О состоянии, личных правах и обязанностях русских
10. Все русские равны перед,
законом.
11. Русскими почитаются все
коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшие
совершеннолетия, доколе они не объявят, что не хотят пользоваться сим
преимуществом.
12. Каждый обязан носить
общественные повинности, повиноваться законам и властям Отечества и явиться
на защиту Родины, когда потребует того Закон.
13. Крепостное состояние и
рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным.
Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно
вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле божией,
все рождены для блага и все просто люди...
14. Всякий имеет право
излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщить оные посредством печати
своим соотечественникам...
15. Существующие ныне гильдии
и цехи в купечестве, ремеслах уничтожаются.
16. Всякий имеет право
заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим: земледелием,
скотоводством, охотою, рыбной ловлей, рукоделиями, заводами, торговлею и так
далее...
23. Право собственности,
заключающее в, себе одни вещи, священно и неприкосновенно.
24. Земли помещиков остаются
за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми
земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим.
25. Крестьяне экономические
и удельные будут называться общими
владельцами, равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами, поелику земля, в которой они
живут, предоставляется им в общественное владение и признается их
собственностью. Удельное правление уничтожается.
26. Последующие законы
определят, каким образом сии земли поступят из общественного в частное
владение каждого из поселян и на каких правилах будет основан раздел
общественной земли между ними.
27. Поселяне, живущие в
арендных имениях, равно
делаются вольными, но земли остаются за теми, кому они были даны, и по то
время, по которое даны.
28. Военные поселения
немедленно уничтожаются. Поселенные батальоны и эскадроны с родственниками
рядовых вступают в звание общих владельцев.
29. Разделение людей на 14
классов отменяется. Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не
отличающиеся между собою, уничтожаются, сходственно с древними
постановлениями народа русского. Названия и сословия однодворцев, мещан,
дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина или русского.
31. Кочующие племена не
имеют прав гражданских...
32. Граждане имеют право
составлять всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у
кого позволения, ни утверждения...
42. Никто не может быть
беспокоиваем в отправлении своего богослужения по совести и чувствам своим,
лишь бы только не нарушал законов природы и нравственности.
ГЛАВА IV. О России
43. В законодательном и
исполнительном отношении все в России делится на 13 держав, 2 области и 569
уездов или поветов...
ГЛАВА VI. О народном вече
59. Народное вече,
состоящее из Верховной думы и Палаты представителей, облечено всею
законодательною властию.
ГЛАВА VII. О Палате представителей, о числе и выборе
представителей
61. Палата представителей
составлена из членов, выбранных на два года гражданами держав.
62. Во время своего избрания
представитель должен жительствовать в избравшей его державе.
63. Лица, принявшие на себя
подряды и поставки на общественные требы, не могут до совершенного окончания
оных быть представителями.
64. Кроме означенных в § 5
условий, чтоб быть представителем, требуется только доверие большего
числа избирателей уезда или повета...
65. Число представителей
определяется соразмерно населению следующим образом:
Каждые 50000 обывателей
мужского пола посылают в Палату представителей одного представителя. В числе
сих 50000 должно только полагать жителей, имеющих оседлость, постоянное
жилище, не принимая в щет кочующих племен...
ГЛАВА VIII. О Думе верховной
73. Верховная дума состоит
из трех граждан державы, двух граждан Московской области и одного гражданина Донской
области. Всего 42 члена. Члены Верховной думы избираются правительственными
сословиями держав и областей, т. е. обеими соединенными в одно место палатами
выборных и державными думами.
75. Условия, необходимые
чтобы быть членом Верховной думы, суть: 30 лет возраста, 9 лет гражданства в
России для иностранца и жительство во время избрания в той державе, которая
его избирает, недвижимого имения ценою на 1500 фунтов чистого серебра или
движимого на 3000 фунтов чистого серебра.
76. Дума избирает сама
своего председателя, наместника председателя и прочих своих чиновников.
Председатель наблюдает за порядком рассуждений, но не имеет голоса. Наместник
занимает его место, когда он в отсутствии.
77. Верховной думе
принадлежит суд над министрами, верховными судьями и всеми прочими
чиновниками империи, обвиненными народными представителями...
Дума участвует вместе с
императором в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест,
главнокомандующих сухопутных и морских сил, корпусных командиров, начальников
эскадр и верховного блюстителя. Для сего потребно большинство 2/3 Думы.
ГЛАВА IX. О власти, преимуществах Народного веча и составлении
законов
78. Народное вече собирается
по крайней мере раз в год...
81. Заседания обеих палат
публичные. Обе палаты однако ж по предложению императора рассуждают с
замкнутыми дверями, выслав наперед всех посторонних...
85. Никакой должностной
человек, в службе общественной находящийся, не может быть членом ни той, ни
другой палаты, пока не будет сохранять свою должность.
86. Никакой член Думы, ни
представитель, в продолжении всего того времени, на которое он избран во сие
звание, не может быть назначен ни в какую гражданскую должность, которая была
бы учреждена, или которой бы выгоды были в то время увеличены или умножены.
87. О всяком предложении
налогов или набора ратников должно быть наперед рассуждаемо в Палате
представителей; но Дума может делать оным изменения, как и во всяком
предложении. Изменения сии в предложении о налогах тогда только становятся
действительными, когда Палата представителей оные допустит.
89. Всякое предложение
получившее согласие Думы и Палаты представителей, должно еще быть
представлено императору, чтобы получить силу закона...
92. Народное вече имеет
власть постановлять и отменять законы судные и исполнительные, то есть:
1) Издать для России
Уложение гражданское, уголовное, торговое и военное; установить учреждения по
благочинию и правила судопроизводства и внутреннего управления присутственных
мест.
2) Объявлять законом, в
случае нашествия или возмущения, что такая область находится на военном
положении и под военными законами;
3) Обнародовать закон о всепрощении;
4) Распускать правительные
собрания держав в случае, если б оные преступали пределы своей власти,
и повелеть избирателям приступить к новым выборам;
5) Объявлять войну;
6) Устройство, содержание
управление и движение войск сухопутных и морских, система укрепления
пределов, берегов, пристаней, набор, пополнение войск и внутренняя стража
зависят от узаконений Народного веча;
7) Налоги, займы, проверка
расходов, пенсии, жалованья, все сборы и издержки, одним словом все
финансовые меры...
8) Все меры правительства о
промышленности, о богатстве народном, утверждения ямов, почт, содержания
сообщений сухопутных и водяных, заведение новых, учреждение банков;
9) Покровительствует наукам
и полезным искусствам: дает сочинителям и изобретателям исключительное право
пользоваться определенное число лет их сочинениями и изобретениями;
11) Получа донесение
министров в случае болезни телесной или нравственной императора, кончины или
отречения, объявляет регентство или провозглашает наследника императором;
12) Избирает правителей
держав.
95. Народное вече определяет
общие налоги и издержки... 97. Народное вече от времени до времени издает в общенародное
сведение подробный отчет всякого общественного прихода и расхода.
Казначейство российское не отпускает никакой суммы: как вследствие
утвержденного Народным вече закона.
1) Право изменить Устав или
избрать другое поколение на царство принадлежит народному и Державным
соборам, а не Народному вечу.
98. Народное вече не имеет
власти ни постановлять, ни запрещать какое-либо вероисповедание или раскол…
ГЛАВА X. О верховной исполнительной власти
I Раздел. О императоре.
II Раздел. Временный правитель.
III Раздел. Главы приказов.
101. Император есть:
верховный чиновник Российского правительства. Его права и преимущества суть:
1) Власть его наследственная
по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю;
2) Он соединяет в особе
своей всю исполнительную власть;
3) Он имеет право
останавливать действие законодательной власти и принуждает ее ко вторичному
рассмотрению закона;
4) Он верховный начальник
сухопутной и морской силы;
7) Ведет переговоры с
иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и согласия
Верховной думы, лишь только две трети присутствующих членов Думы на то
согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число
верховных законов;
8) Он назначает посланников
и министров и консулов и представляет Россию во всех ее отношениях с
иностранными державами. Он назначает всех чиновников, о которых говорено в
сем Уставе;
9) Назначает судей верховных
судебных мест с совета и согласия Верховной думы;
10) Не может однако ж
помешать в, трактатах статей, нарушающих права и состояние граждан внутри
отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча
народного условий напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого
участка земель, принадлежащих России;
11) Назначает судей
верховных судебных мест с совета и согласия Верховной думы;
12) Он означает и поставляет
по каждой отрасли дел или в каждом приказе главу, как то:
Главу Казначейского приказа
(Министра финансов);
Главу Приказа сухопутных сил
(Министра военного);
Главу Приказа Морских сил
(Морского министра);
Главу приказа Внешний
сношений.
13) Он обязан при каждом
съезде обеих палат доставлять Народному вечу сведения о состоянии России и
представлять его суждению принятие мер, которые ему покажутся
необходимыми или приличными;
15) Не может употреблять
войск во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения
Народному вечу, которое немедленно обязано удостовериться посредством
следствия о необходимости военного положения;
19) Наблюдает за строгим
исполнением общественных законов;
20) Дает грамоты назначения
всем чиновникам империи;
21) Ему дается титул Его
императорского величества; никакой другой титул не допускается...
23) Император при вступлении
своем в правление произносит следующую присягу посреди Народного веча: «Я
клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности императора
российского и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего
конституционного Устава России».
102. ...Император получает
на содержание свое и своего семейства ежегодно из общественного казначейства
сумму, равную цене 102 000 фунтов чистого серебра (2 000 000 рублям
серебряным), в которых он никому не обязан давать отчета.
103. Особы, составляющие
семейство императора, не отличаются от частных лиц, подчинены тем же
учреждениям и тому же влиянию правительства, как и все прочие и не пользуются
никакими особыми правами и преимуществами.
111. Женщины не наследуют
императорской власти...
(Освободительное движение и
общественная мысль в России в XIX в. М., 1991. С.
104-124).
ПРОГРАММА МАНИФЕСТА, НАЙДЕННАЯ
14 ДЕКАБРЯ 1825 ГОДА В БУМАГАХ «ДИКТАТОРА»
ВОССТАНИЯ КНЯЗЯ С. П. ТРУБЕЦКОГО
В Манифесте Сената
объявляется:
1-е. Уничтожение бывшего
правления.
2. Учреждение временного, до
установления постоянного, выборными.
3. Свободное тиснение, и
потому уничтожение цензуры.
4. Свободное отправление
богослужения всем верам.
5. Уничтожение права
собственности, распространяющейся на людей.
6. Равенство всех сословий
перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого
рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших
судов гражданских.
7. Объявление права всякому
гражданину заниматься чем он хочет, потому дворянин, купец, мещанин,
крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и
в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные
повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как-то: земля,
дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою,
тягаться друг с другом перед судом.
8. Сложение подушных податей
и недоимок по оным.
9. Уничтожение монополий,
как-то: на соль, на продажу горячего вина и проч. и потому учреждение
свободного винокурения и добывания соли, с уплатой за промышленность с
количества добывания соли и водки.
10. Уничтожение рекрутства и
военных поселений.
11. Убавление срока службы
военной для нижних чинов, и определение оного последует по уравнении воинской
повинности между всеми сословиями,
12. Отставка всех без
изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.
13. Учреждение волостных,
уездных, губернских и областных правлений и порядка выборов членов, сих
правлений, доселе от гражданского правительства назначенных.
14. Гласность судов.
15. Введение присяжных в
суды уголовные и гражданские.
Учреждает правление в 2-х
или 3-х лиц, которому подчиняет все части высшего управления, то есть все
министерства, Совет, Комитет
министров, армии, флот. Словом, всю верховную, исполнительную власть, но
отнюдь не законодательную и не судную. Для сей последней остается
министерство, подчиненное временному правлению, но для суждения дел, не
решенных в нижних инстанциях, остается департамент Сената уголовный и
учреждается гражданский, кои решают окончательно, и члены коих останутся до
учреждения постоянного правления.
Временному правительству
поручается приведение в исполнение:
1-е. Уравнение прав всех
сословий.
2. Образование местных
волостных, уездных, губернских и областных правлений.
3. Образование внутренней
народной стражи.
4. Образование судной части
с присяжными.
5. Уравнение рекрутской
повинности между сословиями.
6. Уничтожение постоянной
армии.
7. Учреждение порядка
избрания выборных в Палату представителей народных, кои долженствуют
утвердить на будущее время имеющий существовать порядок правления и государственное
законоположение.
ПРОЕКТ «ВОЗЗВАНИЯ К
НАРОДУ», СОСТАВЛЕННЫЙ М. П. БЕСТУЖЕВЫМ-РЮМИНЫМ
Бог умилосердился над
Россиею, послал смерть тирану нашему.
Христос рек: не будьте рабами человеков, яко искуплены кровью моею. Мир не
внял святому повелению сему и пал в бездну бедствий. Но страданья наши
тронули всевышнего. Днесь он посылает нам свободу и спасение. Братья!
раскаемся в долгом раболепии нашем и поклянемся: да будет нам един царь на
небеси и на земли Иисус Христос.
Все бедствия русского народа
проистекали от самовластного правления. Оно рушилось. Смертию тирана бог
ознаменовывает волю свою, дабы мы сбросили с себя узы рабства, противные
закону христианскому. Отныне Россия свободна. Но, как истинные сыны церкви,
не покусимся ни на какие злодейства и без распрей междоусобных установим
правление народное, основанное на законе божием, гласящим: да первый из вас
послужит вам.
Российское воинство грядет
восстановить правление народное, почерпнутое из христианского закона,
основанное на святом законе. Никаких злодейств учинено не будет. — Итак,
благочестивый народ наш пребудет в мире и спокойствии, и умоляет всевышнего о
скорейшем свершении дела нашего. Служители алтарей, доныне оставленные в
нищете и презрении злочестивым тираном нашим, молят бога о нас,
восстановляющих во всем храмы господни.
(Материалы по истории СССР
для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и
общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С.
142—143).
ИЗ ДОКЛАДА ВЕРХОВНОГО
СУДА ОТ 10 ИЮЛЯ 1826 г.
...Из сей росписи ваше
императорское величество усмотреть изволите: 1) что из 121 человека
подсудимых приговором верховного уголовного суда осуждаются: 5 человек, вне
разряда состоящих, к смертной казни четвертованием; 31 человек, в первом разряде состоящих, к смертной казни
отсечением головы; 17 человек, во втором разряде состоящих, к политической
смерти со ссылкою вечно в каторжную работу; 2 человека, в третьем разряде
состоящие, к ссылке в каторжную работу вечно; 38 человек, в четвертом, пятом,
шестом и седьмом разряде состоящих, в каторжную работу на определенное гремя,
и потом на поселение; 15 человек, в осьмом разряде состоящих, по лишении
чинов и дворянства, на поселение вечно; 3 человека, в девятом разряде
состоящие, по лишении чинов и дворянства, к ссылке в Сибирь вечно;
один человек, в девятом разряде состоящий, по лишении чинов и дворянства, в
солдаты до выслуги; 8 человек, в 11 разряде состоящих, по лишении чинов, в
солдаты с выслугою...
(Четырнадцатое декабря: Сб.
к столетию восстания декабристов. Л., 1925. С. 98).
А. де КЮСТИН.
НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ
Глава V
...Сегодня вечером мне
удалось увидеть на островах, цвет высшего общества. Сюда прибыл весь
Петербург, т. е. двор со своей свитой и челядью, но не для того, чтобы
совершить приятную прогулку в прекрасный летний день — это было бы для
придворной знати более чем странным, — а для того лишь, чтобы встретить
прибывшую на острова на своей яхте императрицу. Здесь каждый монарх — бог.
Свита этих меняющихся божеств неизмена, она лишь все увеличивается благодаря
всегда окружающей толпе.
И все же, что бы не говорила
и ни делала эта толпа, ее энтузиазм кажется мне вынужденным, ее любовь к Царю
напоминает мне любовь стада к своему пастуху, который ее кормит, чтобы
послать затем на убой. Народ без свободы имеет инстинкты, но не имеет
разумных чувств. Эти инстинкты проявляются иногда в диких, чудовищных формах.
Рабское восторженное поклонение, безмерный фимиам, становящийся, наконец,
невтерпеж божественному идолу, весь этот культ обожествления своего монарха,
прерывается вдруг страшными, кровавыми антрактами. Русский образ правления —
это абсолютная монархия, умеряемая убийством. Русский император вечно живет
под гнетом либо страха, либо пресыщения. Если гордость деспота требует себе
рабов, то человек ищет себе равных. Царь себе равного не имеет. Этикет и
завистливая ревность неизменно стоят на страже его одиночества. Русский
монарх еще более достоин сожаления, чем его народ, особенно если он собой
хоть что-нибудь представляет...
Вокруг дворца или, по
крайней мере, вблизи от него расположены наиболее раскошные, богатые виллы.
Человек жаждет здесь взгляда своего властелина, как растение — живительных
лучей солнца. Самый воздух здесь принадлежит государю и каждый дышит лишь
постольку, поскольку ему это дозволено: у истинного царедворца легкие так же
подвижны, как и его спина.
Повсюду, где есть двор и
придворные, царят расчетливость и интриги, но нигде они так явственно не
выступают, как в России. Российская империя — это огромный театральный зал, в
котором из всех лож следят лишь за тем, что происходит за кулисами...
Сегодня вечером мне
рассказывали много интересных подробностей о так называемом крепостном праве
русских крестьян. Мы можем лишь с трудом представить положение этого класса
людей, лишенных всяких прав и вместе с тем представляющих собой нацию. Хотя
русские законы отняли у них все, они все же не так низко пали в нравственном
отношении, как в социальном. Они обладают сообразительностью, Даже некоторой
гордостью, но главной чертой их характера, как и всей их жизни, является
лукавство. Никто не в праве бросить им упрека за эту черту характера, столь
естественную в их положении.
Во многих частях империи
крестьяне верят, что они являются принадлежностью земли. Состояние это
кажется им естественным, так как они не дают себе труда подумать над тем,
может ли один человек быть собственностью другого. В других местах крестьяне
считают, что земля им принадлежит; эти — наиболее счастливые, если не самые
забитые и замученные из русских рабов.
Величайшим несчастьем для
крепостных является продажа земли, на которой они родились. Их продают теперь
вместе с тем куском земли, с которым они неразрывно связаны, в чем
заключается единственное благодеяние нового закона, запрещающего продажу
людей без земли. Но этот закон помещики обходят всевозможными способами; так,
продают не все имение со всеми крестьянами, а отдельные участки и отдельно
сотню-другую крестьян. Когда такая незаконная продажа доходит до сведения
властей, последние наказывают владельцев, но это случается очень редко, так
как между данным деянием и его высшей судьей, т. е. царем, находится стена людей,
заинтересованных в том, чтобы все эти злоупотребления скрыть и продолжать.
Помещики страдают от
подобного порядка вещей не менее, чем их крепостные, особенно те, у которых
дела идут плохо. Поместья продавать очень трудно, и те дворяне, которые
обременены значительными долгами, вынуждены для покрытия их получать ссуды и
закладывать свои имения в государственном банке. Отсюда и следует, что царь
является казначеем и кредитором всего русского дворянства, которое, связанное
таким образом по рукам и ногам верховной властью, не может выполнить своего
долга по отношению к народу...
Роскошь цветов и ливрей в
домах петербургской знати меня сначала забавляла. Теперь она меня
возмущает, и я считаю удовольствие, которое эта роскошь мне доставляла, почти
преступлением. Благосостояние каждого дворянина здесь исчисляется по
количеству душ, ему принадлежащих. Каждый несвободный человек здесь —
деньги... Я невольно все время высчитываю, сколько нужно семей, чтобы
оплатить какую-нибудь шикарную шляпку или шаль...
Повсюду бедный работает для
богатого, платящего ему за работу. Но человек, который вознаграждается за
потраченный труд и время деньгами другого человека, не обречен в течение всей
жизни на участь домашней скотины, и хотя он изо дня в день должен трудиться,
чтобы доставать хлеб своим детям, все же он обладает известной, по крайней
мере кажущейся, свободой, а ведь кажущаяся видимость составляет все для
существа с ограниченным кругозором и безграничной фантазией. У нас (во
Франции — Ред.) всякий, кто работает за плату, волен искать себе другого
работодателя, другое местопребывание, даже другой вид работы, так как его
труд не рассматривается как рента богача. Русский крепостной, напротив,
является вещью своего владельца. Обреченный со дня рождения и до смерти
служить одному и тому же господину, он трудится лишь для того, чтобы
доставить рабовладельцу средства к удовлетворению его прихотей и капризов.
При таком положении вещей роскошь уже не может быть терпимой и не заслуживает
никаких оправданий. В государстве, в котором не существует среднего класса,
всякая роскошь должна быть запрещаема, так как она может быть
объяснена и оправдана лишь в благоустроенных странах, где средний класс
извлекает выгоды и средства к жизни из тщеславия и роскоши высшего
общества...
Глава XI
Нет в наши дни на земле
человека, который пользовался бы столь неограниченной властью (как российский
император Николай I — Ред.). Вы не найдете такого ни в
Турции, ни даже в Китае. Представьте себе все столетиями испытанное искусство
наших правительств, предоставленное в распоряжение еще молодого и полудикого
общества; весь административный опыт Запада, используемый восточным
деспотизмом; европейскую дисциплину, поддерживающую азиатскую тиранию;
полицию, поставившую себе целью скрывать варварство, а не бороться с ним;
тактику европейских армий, служащую для проведения восточных методов
политики: вообразите полудикий народ, которого милитаризовали и вымуштровали,
но не цивилизовали, — и вы поймете, в каком положении находится русский
народ.
Воспользоваться всеми
административными достижениями европейских государств для того, чтобы
управлять на чисто восточный лад шестидесятимиллионным народом — такова
задача, над разрешением которой со времен Петра I
изощряются все монархи России...
Порядок, терпение,
воспитанность, вежливость, уважение, естественные и нравственные отношения,
существующие между теми, кто распоряжается, и теми, кто выполняет, одним
словом, все, что составляет главную прелесть хорошо организованных обществ,
все, в чем заключается смысл существования политических учреждений, все
сводится здесь к одному-единственному чувству — к страху. В России страх
заменяет, вернее, парализует мысль. Когда чувство страха господствует безраздельно,
оно способно создать только видимость цивилизации. Что бы там ни говорили
близорукие законодатели, страх никогда не сможет стать душой правильно
организованного общества, ибо он не создает порядка, а только прикрывает
хаос. Где нет свободы, там нет души и правды...
Сколь ни необъятна эта
империя, она не что иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора.
И если что-либо может сравняться с горем подданных, то только печальное
положение монарха. Жизнь тюремщика, в моих глазах, ничем не лучше жизни
заключенного. Поэтому меня всегда удивляла своеобразная умственная аберрация,
из-за которой первый считает второго бесконечно более заслуживающим
сострадания.
В России человек не знает ни
возвышенных наслаждений культурной жизни, ни полной и грубой свободы дикаря,
ни независимости и безответственности варвара. Тому, кто имел несчастье
родиться в этой стране, остается только искать утешения в горделивых мечтах и
надеждах на мировое господство. К такому выводу я прихожу всякий раз, когда
пытаюсь анализировать моральное состояние жителей России. Россия живет и
мыслит как солдат армии завоевателей. А настоящий солдат любой страны — не
гражданин, но пожизненный узник, обреченный сторожить своих товарищей по
несчастью, таких же узников, как и он.
Итак, все в России
сосредоточено в особе монарха. Он задает тон всему, а придворные хором
подхватывают припев. Русские придворные напоминают мне марионеток со слишком
толстыми веревочками...
Глава XXI
Дабы правильно оценить
трудности политического положения России, должно помнить, что месть народа
будет тем более ужасна, что он невежественен и исключительно долготерпив.
Правительство, ни перед чем не останавливающееся и не знающее стыда, скорее
страшно на вид, чем прочно на самом деле. В народе — гнетущее чувство беспокойства,
в армии — невероятное зверство, в администрации — террор, распространяющийся
даже на тех, кто терроризирует других, в церкви — низкопоклонство и шовинизм,
среди знати — лицемерие и ханжество, среди низших классов — невежество и
крайняя нужда. И для всех и каждого — Сибирь. Такова эта страна, какой ее
сделала история, природа или провидение...
(Де Кюстин А. Николаевская
Россия // Русские мемуары. Избранные страницы (1826—1856). М., 1990. С.
316—321, 326—327, 331-332, 350).
Имеется в виду сочинение французского философа Детю де-Траси
«Примечания к «Духу законов» Монтескье» (1819 г.)
Михаил Николаевич Новиков (1777—1822) — правитель канцелярии генерал-губернатора
Малороссии, член Союза спасения, «первый республиканец» среди декабристов.
Имеются в виду революции 1817 и 1820 гг.
«Цельные
волости» — из одного большого селения, «приписные волости» — из группы
селений.
Скарб —
казна, «скарбовый список» — список лиц, обладающих собственностью, с которой
они вносят налог (подать) в казну.
Имеется в виду коллективная ответственность членов волости (а не
отдельного ее члена) перед государством.
«Частные помещики» — это обладатели частной земельной
собственности, которую они могли сдавать в аренду; «общественные» — лица,
пользовавшиеся определенными участками земли из общественного земельного
фонда.
«Власть блюстительная» — контрольная власть.
«Камеры» — палаты в законодательном органе власти.
«Законы заветные» — основные законы.
Крестьяне экономические и удельные — принадлежали казне и
удельному ведомству (императорской фамилии).
Крестьяне, выкупившиеся на волю по
Указу о вольных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г.
Казенные имения в западных
губерниях России, сдаваемые в аренду частным лицам.
Именитые граждане — сословная категория почетных граждан для
разночинцев, детей личных дворян и церковнослужителей.
Александр I умер 19 ноября 1825 г.
Смертная казнь четвертованием была заменена на повешение. Всего
к следствию по суду по делу декабристов было привлечено 579 человек.
Астольф де Кюстин (1790—1857) — французский аристократ,
путешественник и писатель. Автор книг о Швейцарии, Англии, Шотландии,
Испании, России. Его книга «Россия в 1839 году» (издана в Париже в 1843 г.)
была запрещена специальным приказом Николая I. Автор, не лишенный
высокомерного отношения к России, сумел тем не менее глубоко и убедительно
показать характерные черты российского деспотического государства.
