ОСВОЕНРР• СКОТОВОДСТВА
 ПОЯВЛЕНРР• СКОТОВОДСТВА. Р’ настоящее время большинство специалистов
считает, что скотоводство появилось в одно время или немного позже, чем
земледелие. Рмея излишки пищи, земледельцы получили возможность вскармливать детенышей
убитых на охоте животных – таким образом, происходило постепенное
одомашнивание. В IX-VIII тыс. до н. э. на Ближнем Востоке были одомашнены козы и овцы, несколько
позже – крупный рогатый скот. Расселяясь на новые территории, земледельческие
племена приносили с собой навыки комплексного земледельческо-скотоводческого
хозяйства. В IV-III до н. э. земледельческие
поселения распространились на обширные пространства Северного Причерноморья и
Прикаспия. На этих степных просторах обитали дикие лошади, тарпаны, которые
вскоре были приручены населением этих мест.
ГЕОГРАФРЧЕСКРР•
УСЛОВРРЇ. Р’ Прикаспии Рё теперешнем
Казахстане лишь немногие земли были доступны для обработки мотыгой, и
земледельцы селились на плодородных участках в поймах немногочисленных рек. Однако
окружающие степи представляли собой изобильные пастбища, на которых паслись
большие стада скота – так что в хозяйстве местного населения явственно
преобладало скотоводство. На одном квадратном километре ковыльно-разнотравной
степи можно было прикормить 6-7 коней или быков, а для прокормления одной семьи
из 5 человек требовалось стадо примерно в 25 голов крупного скота,
следовательно, плотность скотоводческого населения в степи могла достигать 1,3
чел./км2.
В Р’РДЫ СКОТОВОДСТВА. Плотность скотоводческого населения лишь
ненамного превосходит максимальную плотность для охотников и собирателей. Она в
5-10 раз меньше, чем у мотыжных земледельцев и в сотни раз меньше, чем у
земледельцев, использующих ирригацию. Ркологическая ниша скотоводов очень СѓР·РєР°
и перенаселение наступает достаточно быстро. Пытаясь ввести в хозяйственный
оборот удаленные пастбища, жители степей постепенно перешли к яйлажному
скотоводству, при котором основное население оставалось в поселке, а пастухи
вместе со стадами уходили на все лето на дальние
пастбища. Следующим шагом в этом направлении стало кочевое скотоводство; жители
степей стали кочевать вместе со своими стадами.
РЗОБРЕТЕНРР• РЈР”РР›. Толчком
к этим быстрым и коренным изменениям, произошедшим в VIII в. до н. э., было
новое фундаментальное открытие -
создание строгих удил. За созданием строгих удил последовало освоение
всадничества: наездничество перестало быть искусством немногих джигитов – оно
стало доступно всем, и все мужчины сели на коней. Кочевники Средней Азии обычно
зимовали в районах южнее Сыр-Дарьи, а летом перегоняли свои стада за
полторы-две тысячи километров на богатые пастбища северного Казахстана (из-за
сурового климата эти пастбища не могли использоваться зимой). Кочевание помогло
освоить северные степи и горные луга, однако оно потребовало смены образа
жизни. Кочевники отказались от растительной пищи, они питались, главным
образом, молоком и молочными продуктами. Важнейшими изобретениями кочевников,
без которых была невозможной жизнь в степях, стали сыр и войлок. С переходом к
кочевому скотоводству резко изменился весь облик степей. Рсчезли многочисленные
поселки, жизнь теперь проходила в повозках, в постоянном движении людей вместе
со стадами от одного пастбища к другому. Женщины и дети ехали в поставленных на
колеса кибитках – но были племена, где на коней сели и женщины; Геродот
передает, что у савроматов женщины “вместе с мужьями и даже без них верхом
выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами”.
Археологи свидетельствуют, что в могилы женщин – так же как в могилы мужчин –
часто клали уздечку, символ всадника. Образ жизни верхом на лошади заставлял
удивляться многих античных историков. Кочевничество позволило освоить новые
пастбища, РЅРѕ плотность населения РІ степи оставалась РЅРёР·РєРѕР№. Ркологическая ниша
скотоводов была очень узкой, и голод был постоянным явлением. Китайские хроники
пестрят сообщениями о голоде среди кочевников. Арабские писатели сообщают о
частом голоде среди татар; имеются сообщения о том, что в годы голода кочевники
ели падаль, продавали в рабство своих детей. Недостаток средств существования
породил обычай жертвоприношения стариков у массагетов. У некоторых племен было
принято умерщвлять вдов, грудных детей убивали и погребали вместе с умершей
матерью. В условиях полуголодного существования бедуины Аравии зачастую убивали
новорожденных девочек. По имеющимся данным, средняя продолжительность
кочевников жизни редко достигала 36-38 лет. Образ жизни кочевников определялся
не только ограниченность ресурсов кочевого хозяйства, но и его неустойчивостью.
Ркологические условия степей были изменчивыми, благоприятные РіРѕРґС‹ сменялись
засухами. В среднеазиатских степях снежный буран или гололед случался раз в
7-11 лет и приводил к массовому падежу скота; в иной год гибло больше половины
поголовья. Гибель скота означала страшный голод; кочевникам не оставалось
ничего иного, как умирать или идти в набег. “У нас ведутся постоянные войны, -
говорит скиф Токсарис у Лукиана, - мы или сами нападаем на других, или
выдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ…”. “У этих племен…
все люди без различия – воины”, - говорит об арабах Аммиан Марцеллин.
ВОЙНЫ. Кочевники закалялись в борьбе со стихией и в постоянных столкновениях
друг с другом. В каждом роду имелся наездник, отличавшийся храбростью и
физической силой; постоянно проявляя себя в схватках, он постепенно становился
«батыром», «богатырем». Батыры возглавляли роды в сражениях, они были главными
героями казахского эпоса. Культ войны находил проявление в поклонении мечу, Геродот
сообщает о поклонении мечу у скифов, Аммиан Марцеллин – у алан. В бесконечных
сражениях выживали лишь самые сильные и смелые – таким образом, кочевники
подвергались естественному отбору, закреплявшему такие качества, как физическая
сила, выносливость, агрессивность. Древние и средневековые авторы неоднократно
отмечали физическое превосходство кочевников над жителями городов и сел. Войны
между кочевыми племенами нередко приводили к объединению Великой Степи и
созданию кочевых империй. Единое государство клало конец межплеменным войнам,
но не снижало демографического давления в степи. Если раньше в годы
«климатического стресса» кочевники шли в набег на соседнее племя, и численность
населения снижалась за счет военных потерь, то теперь единственным способом спасения
от голода было объединение сил степи и нашествие на земледельческие страны.
Таким образом, объединение кочевников порождало волну нашествий.
«Кипчаки – народ крепкий, сильный, здоровый», - пишет РР±РЅ Батута. “Они так закалены, что РЅРµ нуждаются РЅРё РІ РѕРіРЅРµ,
ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они
питаются корнями трав и полусырым мясом всякого скота”, - говорит Аммиан
Марцеллин Рѕ гуннах. “РСЃРєСѓСЃРЅРѕ стреляют РёР· лука СЃ лошади, РїРѕ
природе люты, безжалостны…» - пишет китайский историк о тюрках. Как в
Китае, так и в мусульманских государствах, жители степей считались лучшими
воинами, и из них набирались отборные воинские части. Естественный отбор на
силу, ловкость, выносливость дополнялся воспитанием воинских качеств, начиная с
раннего детства. «Мальчик, как скоро сможет сидеть верхом на баране, стреляет
из лука пташек и зверьков и употребляет их в пищу», - говорит Сымы Цянь о
воспитании у гуннов. У монголов и казахов 12-13-летние юноши вместе со своими
отцами ходили в набеги. В набегах принимали участие и женщины; у савроматов
“девушка не выходит замуж, пока не убьет врага”, свидетельствует Геродот. По
данным археологов, пятая часть сарматских могил с оружием хранят останки
женщин.
НАБЕГР.
Нашествие приобретало особенно грозный характер, когда в руки кочевников
попадало новое оружие. Первым созданным кочевниками
Новым Оружием была запряженная парой коней легкая боевая колесница, затем
последовало освоение верховой стрельбы из лука, затем были изобретены тяжелый
лук, седло и стремя, позволившее использовать саблю. Все эти фундаментальные
открытия нарушали военное равновесие между кочевниками и земледельцами – и на
земледельческие цивилизации обрушивалась волна нашествий непобедимых и жестоких
завоевателей. Завоевание приводило к созданию сословных обществ, в которых
основная масса населения, потомки побежденных земледельцев, эксплуатировалась
потомками завоевателей. В новом обществе кочевники составляли военное
«рыцарское» сословие. Они делили завоеванную страну на «феоды», возводили замки
и порабощали крестьян. В эпоху до создания артиллерии нашествия кочевников
происходили регулярно с интервалами в одно-два-три столетия. Необходимо также
сказать несколько слов об экологическом аспекте жизни кочевого общества.
Постоянные войны в степи делали кочевников прирожденными воинами-кавалеристами,
сильными, отважными, выносливыми и агрессивными – по своим физическим и
психологическим характеристикам, по образу жизни, кочевники были непохожи на
крестьян-земледельцев. Рти отличия были следствием обитания РІ РґСЂСѓРіРѕР№ экологической нише, следствием
адаптации к другим экологическим условиям. По законам биологии обитание в
другой экологической нише ведет к формированию видовых различий, таким образом можно предположить, что процесс
становления кочевничества являлся также началом выделения нового вида людей (точно также, как
земледельцы были новым видом по отношению к охотникам). Таким образом, мы можем
наблюдать, как фундаментальное техническое открытие – изобретение суровых удил
– привело к столь резким переменам в жизни людей, что можно говорить о
формировании нового вида (или подвида) Homo sapiens.